Моя Сербия

Новости

Сербское подворье Вест на српском језику

Боголюбская Московская Чудотворная икона Пресвятой Богородици

Боголюбская Московская Чудотворная икона Пресватой Богородици
Боголюбская Московская Чудотворная икона Пресватой Богородици

Много православных людей притекают в храм апостолов Петра и Павла на Кулишках у Яузских ворот, чтобы поклониться чудотворной Боголюбской Московской иконе Божией Матери.

В 1771 году по Москве прошла, выкашивая целые семьи, дворы и околотки, эпидемия чумы. В отчаянии люди глядели, как с каждым днем страшный недуг забирает жизни все новых знакомых и друзей. В поисках спасения они обращаются к помощи Господа, молят о заступлении Божию Матерь. Из уст в уста передавалась весть о том, что недавно город Владимир, также объятый чумой, был спасен от эпидемии после того, как туда из Боголюбова была принесена чудотворная Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. С надеждой множество москвичей поспешило к Варварским воротам Китай-города, где на стене под небольшой сенью находился почитаемый образ Царицы Небесной. На иконе, кроме Богородицы и благословляющего Спасителя, были изображены предстоящие угодники Божии: святители Московские Петр, Алексий, Иона и Филипп, блаженные Василий и Максим, преподобная Параскева, святитель Василий Великий, апостол Петр, святой Алексий, человек Божий, апостол Симеон, сродник Господень, мученица Параскева и преподобномученица Евдокия.

По своим иконографическим особенностям – поза, жест, находящийся в руке Богоматери свиток, а также фигура благословляющего Господа Иисуса Христа – икона восходит к изображениям молящейся Пресвятой Девы с группой припадающих к Ней святых, датируемым XVI веком. С конца XVII столетия подобные образы, называемые «Богоматерь Молебная», начинают именоваться Боголюбскими в связи со сходством с древнейшей Боголюбской иконой.

Судя по предстоящим святым, некоторые из которых соименны членам царской семьи, можно предположить, что образ был написан и установлен на башне в царствование императора Петра I Алексеевича. Другие источники относят появление иконы к XVIII веку.

К сожалению, точно установить датировку образа невозможно из-за неоднократных поновлений. Размеры иконы – 198 на 126 сантиметров, написана она на четырех досках, собранных на шпонках.

Желая установить порядок среди толп людей, собиравшихся у Варварской башни и находившихся в состоянии ужаса, пытавшихся найти причину этого бедствия и мучавшихся неизвестностью, Московский архиепископ (Зертис-Каменский) хотел убрать икону со стены и построить для нее часовню. Однако, не поняв намерений владыки, москвичи устроили беспорядки на улицах, в результате которых погибло несколько человек в том числе архипастырь.

В 1880 году по ходатайству Московского митрополита Иннокентия (Вениаминова) для прославленного чудотворного образа прямо в Варварской башне оборудовали часовню, куда и перенесли образ, а на его место поместили точную копию иконы. В XIX веке празднование в честь иконы длилось три дня и сопровождалось крестным ходом к Варварским воротам. И сам образ, и его копия прославлены неоднократными чудесами по молитвам перед ними. Поэтому среди москвичей она получила еще одно название: «Моление о народе».

В 1923 году часовню закрывают, со стены снимают список Московского Боголюбского образа. Обе эти иконы передали в находящийся неподалеку от того места храм, что у Яузских ворот.


Чудотворна икона Пресвете Богородице "Богољубска-Московска"

Од московских копија иконе Пресвете Богородице Богољубске, најпоштованији је била она која се налазила изнад Варварске капије Китај-города. На њој су, поред Пресвете Богородице, приказани и ликови светитеља који узносе молитве Богородици. Овај приказ Богољубске иконе из XVIIвека је био познат под именом ”Мољење за народ” и представљао је велику светињу града Москве, која је вековима штитила град од свих невоља.

На дан празновања (18. јуна по старом календару), пред иконом је служен молебан, након чега се икона спуштала са свог места у посебну капелу на целивање верном народу. На три дана - колико се икона налазила у капели, пролаз кроз Варварску капију би био затворен, како би што већи број народа могао да се поклони овој великој светињи. Управо на овом месту је дошло до чувеног ”Губавог бунта” (Чумной бунт) 1771. године, када је архиепископ Амвросије (из страха да се куга не прошири) наредио да се икона уклони на своје место како се народ не би окупио пред њом (управо тада је разјарена и незадовољна маса упала у палату архиепископа и извршила убиство архијереја). Године 1928. Варварска капија и капела су биле уклоњене (разорене), када је икона пренесена у храм Светих апостола Петра и Павла где се и данас налази.