Моя Сербия

Историческая справка

ПАТРИАРШЕЕ ПОДВОРЬЕ ХРАМА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА У ЯУЗСКИХ ВОРОТ
ПОДВОРЬЕ СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В МОСКВЕ

Издавна путешественник, следовавший в Москву из Коломны или Владимира, при приближении к Яузским воротам Белого города видел неизменный ориентир – купол храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла (Знамения) у Яузских ворот. На протяжении веков церковь эта была средоточием молитвы и духовной жизни окрестных жителей. С древних времен в этом храме не прерывалась традиция приходской жизни, богослужения и молитвы.

В отличие от других храмов Ивановской горки, церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, что в Яузских ворот, – со времени ее постройки 1702 года до наших дней – никогда не закрывалась и служение в ней не перерывалось ни в революцию, ни в трудные годы войны, разгула атеизма и богоборчества. В тихом и уютном Петропавловском переулке в эти тяжелые времена сохранялись традиции московского православия. В храм передавали святыни закрытых и поруганных церквей, безместное духовенство находило здесь приют и получало посильную помощь от прихожан. Долгие годы он был одним из средоточий церковной жизни в историческом центре. Это один из немногих храмов в старой Москве, в котором сохранились старинная архитектура и внутреннее убранство.

В 1999 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II храм святых апостолов Петра и Павла был преобразован в Патриаршее подворье, при котором было возобновлено представительство Сербской Православной Церкви.В Петропавловском храме, продолжилась еще одна традиция, уходящая своими корнями в глубину веков – традиция братских отношений между Московским и Сербским Патриархатами, между народами России и Сербии.

Передача Петропавловского храма для организации при нем Представительства Сербской Православной Церкви состоялась в 2002 году во время визита в Москву Святейшего Патриарха Сербского Павла, которому здесь была вручена премия фонда Единства православных народов. 21 января 2002 года Патриарх Сербский Павел совершил Божественную литургию в храме во имя святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот. По завершении богослужения Предстоятель Сербской Церкви объявил о назначении архимандрита Антония (Пантелича) (1970-2024) представителем при Московском Патриархате. В настоящее время, настоятелем храма святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот, с 18 апреля 2024 года, является епископ Ремезиянский Стефан (Шарич), Викарий патриарха Сербского.

История создания Сербского Подворья в Москве

Идея создания в Москве сербского духовно-организационного Центра, особого подворья, зрела давно. В 1873 году митрополит Сербский Михаил обратился с ходатайством в Синод о разрешении открыть в Москве Сербское подворье. А вскоре для этой цели по высочайшему повелению сербам была дарована церковь Свв. Кира и Иоанна на Солянке и находящиеся при ней здания.

В Московском университете, Духовной академии, других учебных заведениях обучалось много выходцев из южнославянских областей. Сербское подворье было своеобразным духовно-культурным центром студенческой православной молодежи. На подворье продолжалась традиция совместного празднования сербами и русскими гражданских и церковных праздников. Благодаря щедрым пожертвованиям москвичей в Благовещенский храм, многие бедные монастыри и храмы Сербии украсились ценной утварью и облачениями. Особо торжественно отмечались на подворье праздники в память первого архиепископа и просветителя Сербии св. Саввы.

В 1918 году вместе с другими православными подворьями закрыли и Сербское, а Благовещенский Киро-Иоанновский храм сделали приходским. В 1933 году храм с часовнейСаввы Сербского был разрушен. Однако дух единства русского и сербского народов не угас. После революции в России Сербия приютила тысячи русских беженцев. Нигде в Европе русским эмигрантам не жилось так спокойно, как в единоверной Сербии.

Святыни храма

Главной святыней Патриаршего подворья храма святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот является чудотворная Боголюбская-Московская икона Божией Матери. Из московских списков Боголюбской иконы это наиболее чтимый образ, который находился над Варварскими воротами Китай-города. На нем помимо Пречистой изображены молящиеся московские святители и блаженные, и сам этот особый извод, в XVII столетии известный как «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей белокаменной столицы. Ко дню празднования Боголюбской (1 июля по новому стилю), перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на три дня ставилась в специальной шатровой часовне-«палатке». На это время езда через Варварские ворота прекращалась – вся площадь заполнялась богомольцами, желавшими приложиться к чудотворной. Именно здесь в 1771 году зародился знаменитый «Чумной бунт» после того, как архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский) запретил страждущим москвичам искать у Боголюбской исцеления от чумы. Шатровую часовню XIX века снесли в 1928 году, спустя пять лет та же участь постигла и сами древние Варварские ворота – ныне лишь основание их можно видеть в близлежащем подземном переходе.

Так же в храме особо почитаются иконы: Святителя Николая Чудотворца с изображением перенесения Его святых мощей; Святителя Николая Чудотворца с частицей мощей преподобного Нила Столобенского в панагии; Святого Иоанна Предтечи частицей Его мощей и обручем; Святителя Петра Митрополита Московского с частицей мощей; Святой благоверной княгине Елене Сербской; Икона с изображением четырёх Святых Елен; Святителя Саввы первого Архиепископа Сербского; Святого мученика Лазаря князя Сербского с частицей мощей; Спаса Нерукотворного; Святой Великомученицы Екатерины; Святой блаженной Матроны Московской с частицей мощей; Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францизского Чудотворца с частицей мощей, а так же ковчег с Его малым облачением; Чтимые образы Пресвятой Богородицы: «Казанской», «Смоленско-Шуйской», «Взыскание погибших», «Всех скорбящих радость», «Утоли Моя Печали», «Споручница грешных» и др.