Святыни храма

Много православных людей притекают в храм апостолов Петра и Павла на Кулишках у Яузских ворот, чтобы поклониться чудотворной Боголюбской Московской иконе Божией Матери.

Боголюбская Московская Чудотворная икона Пресватой Богородици.

Боголюбская Московская Чудотворная икона Пресватой Богородици.

В 1771 году по Москве прошла, выкашивая целые семьи, дворы и околотки, эпидемия чумы. В отчаянии люди глядели, как с каждым днем страшный недуг забирает жизни все новых знакомых и друзей. В поисках спасения они обращаются к помощи Господа, молят о заступлении Божию Матерь. Из уст в уста передавалась весть о том, что недавно город Владимир, также объятый чумой, был спасен от эпидемии после того, как туда из Боголюбова была принесена чудотворная Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. С надеждой множество москвичей поспешило к Варварским воротам Китай-города, где на стене под небольшой сенью находился почитаемый образ Царицы Небесной. На иконе, кроме Богородицы и благословляющего Спасителя, были изображены предстоящие угодники Божии: святители Московские Петр, Алексий, Иона и Филипп, блаженные Василий и Максим, преподобная Параскева, святитель Василий Великий, апостол Петр, святой Алексий, человек Божий, апостол Симеон, сродник Господень, мученица Параскева и преподобномученица Евдокия.

По своим иконографическим особенностям – поза, жест, находящийся в руке Богоматери свиток, а также фигура благословляющего Господа Иисуса Христа – икона восходит к изображениям молящейся Пресвятой Девы с группой припадающих к Ней святых, датируемым XVI веком. С конца XVII столетия подобные образы, называемые «Богоматерь Молебная», начинают именоваться Боголюбскими в связи со сходством с древнейшей Боголюбской иконой.

Судя по предстоящим святым, некоторые из которых соименны членам царской семьи, можно предположить, что образ был написан и установлен на башне в царствование императора Петра I Алексеевича. Другие источники относят появление иконы к XVIII веку.

К сожалению, точно установить датировку образа невозможно из-за неоднократных поновлений. Размеры иконы – 198 на 126 сантиметров, написана она на четырех досках, собранных на шпонках.

Желая установить порядок среди толп людей, собиравшихся у Варварской башни и находившихся в состоянии ужаса, пытавшихся найти причину этого бедствия и мучавшихся неизвестностью, Московский архиепископ (Зертис-Каменский) хотел убрать икону со стены и построить для нее часовню. Однако, не поняв намерений владыки, москвичи устроили беспорядки на улицах, в результате которых погибло несколько человек в том числе архипастырь.

В 1880 году по ходатайству Московского митрополита Иннокентия (Вениаминова) для прославленного чудотворного образа прямо в Варварской башне оборудовали часовню, куда и перенесли образ, а на его место поместили точную копию иконы. В XIX веке празднование в честь иконы длилось три дня и сопровождалось крестным ходом к Варварским воротам. И сам образ, и его копия прославлены неоднократными чудесами по молитвам перед ними. Поэтому среди москвичей она получила еще одно название: «Моление о народе».

В 1923 году часовню закрывают, со стены снимают список Московского Боголюбского образа. Обе эти иконы передали в находящийся неподалеку от того места храм, что у Яузских ворот.

 

Много иных святынь попали сюда из закрытых и разоренных храмов, в том числе созданный в XVII столетии список Грузинской иконы Божией Матери из одноименного храма на Воронцовом поле, закрытого в 1932 году. Немало и тех святынь, что бережно сохраняются в Петропавловской церкви изначально.

Особо почитаемые иконы — святителя Николая Чудотворца с изображением перенесения мощей, святителя Николая Чудотворца (с частицей мощей преподобного Нила Столобенского в панагии), Иоанна Предтечи (с обручем и с частицей мощей), Нерукотворного Спаса, святой Великомученицы Екатерины, и чтимых образов Пресвятой Богородицы: Казанской, Смоленско-Шуйской, Взыскание погибших, Всех скорбящих радосте, Нечаянной радости и др.

Икона святителя Николая Чудотворца с изображением перенесения мощей.

Икона святителя Николая Чудотворца с изображением перенесения мощей.

Икона святителя Николая Чудотворца с частицей мощей преподобного Нила Столобенского в панагии.

Икона святителя Николая Чудотворца
с частицей мощей преподобного Нила Столобенского в панагии.

Икона Божией Матери «Казанская».

Икона Божией Матери «Казанская».

Икона Божией Матери «Знамение».

Икона Божией Матери «Знамение».

Икона святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Икона святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Икона Пресвятой Богородицы «Троеручица».

Икона Пресвятой Богородицы «Троеручица».

Икона преподобного Симеона Мироточивого с частицей целебной лозы.

Икона преподобного Симеона Мироточивого с частицей целебной лозы.

Спас Нерукотворный - образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Спас Нерукотворный - образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Икона Пресвятой Богородицы «Казанская» с предстоящими ангелами.

Икона Пресвятой Богородицы «Казанская» с предстоящими ангелами.

 

Драгоценным сокровищем являются 36 частиц мощей святых в напрестольном кресте.

Из церковной ризницы: Креста-мощевик 1691 года.

Из церковной ризницы: Крест-мощевик 1691 года.

 

В нашем храме хранится и ковчег с частицами мощей: 1. Крест Господень, 2. Св. Игнатий Богоносец, 3. Св. ап. Матфей, 4. Св. Николай Чудотворец, 5. Св. вмч. Георгий Победоносец, 6. Святая мученица княгиня Людмила Чешская, 7. Преподобный Макарий Великий, 8. Св. Тихон Патриарх Московский, 9. Св. Афанасий Ковровский, 10. Св. Димитрий Ростовский, 11. Св. Феофана Затворник, 12. Св. Игнатий Брянчанинов, 13. Св. мироносица Мария Магдалина, 14. Св. благоверный князь Лазарь Сербский, 15. Св. Николай Сербский.

Ковчег с частицами мощей.

Ковчег с частицами мощей.