Моя Сербия

Новости

Сербское подворье

Боголюбская Московская Чудотворная икона Пресвятой Богородицы

Много православных людей притекают в храм апостолов Петра и Павла на Кулишках у Яузских ворот, чтобы поклониться чудотворной Боголюбской Московской иконе Божией Матери.

В 1771 году по Москве прошла, выкашивая целые семьи, дворы и околотки, эпидемия чумы. В отчаянии люди глядели, как с каждым днем страшный недуг забирает жизни все новых знакомых и друзей. В поисках спасения они обращаются к помощи Господа, молят о заступлении Божию Матерь. Из уст в уста передавалась весть о том, что недавно город Владимир, также объятый чумой, был спасен от эпидемии после того, как туда из Боголюбова была принесена чудотворная Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. С надеждой множество москвичей поспешило к Варварским воротам Китай-города, где на стене под небольшой сенью находился почитаемый образ Царицы Небесной. На иконе, кроме Богородицы и благословляющего Спасителя, были изображены предстоящие угодники Божии: святители Московские Петр, Алексий, Иона и Филипп, блаженные Василий и Максим, преподобная Параскева, святитель Василий Великий, апостол Петр, святой Алексий, человек Божий, апостол Симеон, сродник Господень, мученица Параскева и преподобномученица Евдокия.

По своим иконографическим особенностям – поза, жест, находящийся в руке Богоматери свиток, а также фигура благословляющего Господа Иисуса Христа – икона восходит к изображениям молящейся Пресвятой Девы с группой припадающих к Ней святых, датируемым XVI веком. С конца XVII столетия подобные образы, называемые «Богоматерь Молебная», начинают именоваться Боголюбскими в связи со сходством с древнейшей Боголюбской иконой.

Судя по предстоящим святым, некоторые из которых соименны членам царской семьи, можно предположить, что образ был написан и установлен на башне в царствование императора Петра I Алексеевича. Другие источники относят появление иконы к XVIII веку.

К сожалению, точно установить датировку образа невозможно из-за неоднократных поновлений. Размеры иконы – 198 на 126 сантиметров, написана она на четырех досках, собранных на шпонках.

Желая установить порядок среди толп людей, собиравшихся у Варварской башни и находившихся в состоянии ужаса, пытавшихся найти причину этого бедствия и мучавшихся неизвестностью, Московский архиепископ (Зертис-Каменский) хотел убрать икону со стены и построить для нее часовню. Однако, не поняв намерений владыки, москвичи устроили беспорядки на улицах, в результате которых погибло несколько человек в том числе архипастырь.

В 1880 году по ходатайству Московского митрополита Иннокентия (Вениаминова) для прославленного чудотворного образа прямо в Варварской башне оборудовали часовню, куда и перенесли образ, а на его место поместили точную копию иконы. В XIX веке празднование в честь иконы длилось три дня и сопровождалось крестным ходом к Варварским воротам. И сам образ, и его копия прославлены неоднократными чудесами по молитвам перед ними. Поэтому среди москвичей она получила еще одно название: «Моление о народе».

В 1923 году часовню закрывают, со стены снимают список Московского Боголюбского образа. Обе эти иконы передали в находящийся неподалеку от того места храм, что у Яузских ворот.

Список иконы в настоящее время находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках.

Статья на сайте Церковно-научного центра «Православная энциклопедия»

Источник: Сербское подворье