Календарь сербских святых

Георгий Кратовский, Софийский, новомученик

фев 11
фев 24

Память 11 февраля в день кончины, 26 мая в день перенесения мощей и в Соборе Болгарских святых

Родился в конце XV века в благочестивой славянской православной семье на Балканах, в землях находившихся под владычеством турок.

О молодых годах Георгия существует два предания. По одному, он родился в знатной болгарской семье, жившей в столице Болгарии, городе Средце (ныне София). Святой Георгий был испрошен у Бога усердной молитвой его родителей, Иоанна и Марии, которые до преклонных лет оставались бездетными. Младенца крестили во имя святого великомученика Георгия. Родители его скончались, когда Георгию исполнилось 25 лет.

По другим данным, он был уроженцем Кратова, в десяти часах ходьбы от Штипа, в нынешней Македонии. Его родители Димитрий и Сара были людьми благочестивыми. Когда Георгию исполнилось шесть лет, родители отдали его учиться грамоте, и он учился с большими успехами. Затем Георгий освоил ювелирное дело. После смерти отца, он рано остался сиротой. Прекрасный лицом и статный юноша опасался оставаться в родном городе, чтобы его силой не взяли служить при дворе султана, что случалось тогда часто. Он отправился в Средец, где остановился в доме просвещенного и богобоязненного священника Петра. Ко времени вскоре последовавшего мученичества ему было 18 лет.

Свидетельства сходятся на том, что юноша Георгий получил хорошее образование, внимательно изучил Священное Писание, был благочестив и целомудрен. Он был высок ростом и строен, с высокими и густыми бровями, нрава смиренного и простосердечного. Он никогда не смеялся напрасно, не празднословил, ни чем не хвалился и никому ни в чем не завидовал.

Георгий был замечен магометанами, которым захотелось привлечь к себе такого примерного юношу. Они выбрали среди своих ученых людей – улемов - сообразительного человека для того, чтобы он поговорил с Георгием. Законник, заказав ювелиру работу, пытался привлечь юношу обещаниями богатой жизни, если тот обратится. В ответ Георгий обличил грязную жизнь мусульманских правителей, судей и начальников, указав неугодность Богу жертв от нечистого сердца. В противоположность он сказал о святых христианах и предложив законнику удостовериться в нетлении и мироточении почивающих с Средце мощей святого короля Милутина. Посрамленный законник ушел и стал подговаривать мусульман расправиться с Георгием, так как тот может многих обратить к Христианству. Местный мусульманский судья велел привести к себе Георгия, но не насильственно.

Однако, прийдя к нему, турки надели на голову святого тафью, - круглую шапочку, в которой мусульмане входят в свои молитвенные дома, - но Георгий сбросил её на землю. Турки с побоями и руганью повели мученика к судье. Георгий понял, зачем его зовут, но не хотел уклоняться от свидетельствования о Христовой истине.

Судья был поражен мужественным обликом и красотой лица святого Георгия и стал ласково убеждать его принять магометанство, обещая всевозможные почести и богатство от султана Селима. Но святой смело и твердо исповедал веру в Господа Иисуса Христа и порицал заблуждения магометанства. Присутствующие мусульмане стали требовать расправы и Георгий был заточен.

Священник Петр смог убедить начальника тюрьмы отпустить Георгия на короткий срок и убеждал юношу держаться твердо до конца и принять мученичество. Затем Георгий снова был возвращен в тюрьму, и снова угрозами был склоняем к исламу. Отказавшись отрекаться от веры, он был брошен закованным в темницу. Через неделю Георгий снова предстал перед судом, где снова обличил ошибки ислама и исповедовал Христа. После этого судья отдал мученика на растерзание толпы. Это случилось 11 февраля 1515 года, в мясопустую неделю.

Над святым издевались, а затем повели по городу под барабанный бой с криками: «Не ругай Магомета и не унижай веру мусульман». Когда мученик проходил мимо церкви святой Софии, священник Петр ободрил его, а Георгий попросил его молитв. Стражники отогнали священника, но он поднял христиан на молитву об укреплении Георгия в исповедническом подвиге.
Наконец, посреди города разожгли большой костер, чтобы сжечь святого Георгия, но он, ослабев от ран, упал на землю. Вновь отказавшись отречься от Христовой веры, он был брошен в огонь. Пребывая в молитве и укрепляемый Божией благодатью, святой держался твердо. Когда перегорели веревки, которыми были связаны его руки, он перекрестился и громко сказал: "Господи Иисусе Христе, в руки Твои предаю дух свой!"

Тогда один из присутствовавших схватил полено и ударил им мученика по голове, после чего Георгий испустил дух. Сразу за этим, не смотря на то, что сияло солнце, на небе появилось облако, и хлынул дождь. Христиане прославили Бога и просили отдать им тело мученика, но мусульмане желали лишить их и святых мощей. Набросав на костер трупы животных, они намерились сжечь все без остатка. Хотя в костер подкладывали много дров, чудесным образом только тело мученика осталось несгоревшим.

С наступлением темноты место, где было брошено тело мученика, озарилось ярким светом. Ночью один христианин взял тело мученика и отнес в свой дом, а оттуда оно было перенесено в соборный храм великомученика Георгия. Затем и мусульманский судья позволил священнику Петру похоронить честные останки Георгия.

Почитание

Почитание святого мученика началось сразу же после его кончины, и его духовник составил ему церковную службу. Эснаф золотых дел мастеров в Средце, почитая память святого Георгия , установил сразу после его мученичества обычай праздновать 11 февраля как свой профессиональный праздник, и избрал святого Георгия Нового своим покровителем.
Спустя несколько месяцев, святые мощи были вырыты из могилы и митрополит Иеремия в сопровождении клира перенес их в Георгиевский кафедральный собор, где их поместили в раку. Это произошло 26 мая.

Однако, местные церковные власти медлили открыто прославить святого из-за страха турок. Поэтому формальное прославление мученика состоялось через 14 лет после его мученической кончины в Новгороде, состоявшем в торговых отношениях с Балканскими землями. По распоряжению архиепископа Новгородского святителя Макария была составлена служба и стала почитаться память Георгия Нового, вскоре распространившись по всей России. Житие святого было составлено около 1539 года русским монахом Илией.

Когда Болгария и Сербия освободились от турецкого ига, они стали пользоваться службой составленной в России, а составленная изначально в Софии долго оставалась достоянием библиотеки.

Служба святому мученику Георгию находится в Минее под 26 мая. В некоторых календарях даже возникает путаница, и "Георгий Новый" под 11 февраля различается с "Георгием Новейшим" под 26 мая.