Моя Сербия

Новости

Владыка Пахомий в Белгороде

15 февраля 2012 г. , в День Сретения Господня и Православной молодежи, после праздничной Божественной Литургии в Преображенском соборе г.Белгорода, которую возглавили Архиереи двух Поместных Православных Церквей - Русской и Сербской – Архиепископ Белгородской и Старооскольский Иоанн и Епископ Враньский Пахомий, высокий сербский гость прибыл с приветственным визитом в Белгородскую Православную Духовную семинарию ( с миссионерской направленностью). После небольшой экскурсии по семинарскому храму, учебным классам, библиотеке и другим аудиториям, проведенной руководством семинарии во главе с проректором по учебной работе прот.Алексием Куренковым, Владыка Пахомий был приглашен в Актовый зал, где состоялась его встреча со студентами и преподавателями.

Епископ Враньский, поздравив собравшихся с праздником Сретения Господня, произнес небольшую проповедь, в которой напомнил, что главное значение этого праздника - не забывать о сущности христиан – быть свидетелями Господня Воскресения. Это особенно касается священнослужителей и студентов семинарии, которые готовятся стать священнослужителями. Быть свидетелями воскресения Христова – это та радость, с которой нужно поздравлять всех христиан, которой делился преподобный Серафим Саровский с каждым, приходившим к нему.
Владыка сказал несколько слов о Враньской епархии, которая находится на самом юге Сербии. Она известна тем, что является родиной преподобного Иустина (Поповича), одного из ярких богословов современности, который напоминает нам в своих сочинениях, что самое важное для христианина - не забывать Богочеловека Христа. Владыка вручил руководству семинарии в дар икону преп. Иустина Сербского и книгу, выпущенную на сербском языке к празднованию 100-летия со дня рождения преп. Иустина (Поповича). Заканчивая приветственное слово, епископ Пахомий отметил, что главной целью визита в Белгородскую и Старооскольскую епархию, который состоялся по приглашению Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Белгородского и Старооскольского, является решение вопроса о помощи со стороны Белгородской и Старооскольской епархии в организации русской школы в Сербии, на территории Враньской епархии.
Затем состоялась беседа Владыки Пахомия со студентами и преподавателями семинарии.
Вопрос: Каково положение Сербской Православной Церкви в Косово и Македонии?
Ответ: Церковь всегда хранила святыни народа и никогда не согласится с решением, которое принял Европейский союз. Никогда церковное общество не будет этого принимать . Сейчас у нас в Косово 13 000 сербов в тяжелом положении. А Македония – это уже другая реальность, там политику задает раскол. Косово с 1999 года находится под защитой международного общества - Европейского союза. С того времени 350 000 сербов убито у нас в Косово. 2000 людей просто исчезло в связи с криминальной продажей органов. Положение в Сербии сейчас очень тяжело. Большое влияние имеют американцы, политику заказывает Европейский союз, у них свои интересы, и Церковь здесь ничего не сделает. Сама Церковь это народ, и Церковь поддерживает народ. Церковь Сербская не поддерживает то, что делает правительство, потому что сербские власти в Белграде не самостоятельны. Именно поэтому, т.е. когда после смены власти в 2000 году народ увидел, что власть ничего не делает сама, произошли выступления, народ заставил услышать власть свой голос. Если правительство Сербии находится под влиянием западных сил и тех, кто имеет большую прибыль от всего того, что происходит в Косово, то простые сербы, народ выступает за то, чтобы им остаться здесь, на этой земле, чтобы православие, которое они исповедуют, продолжало здесь свое бытие.

Вопрос: Как вы можете прокомментировать имеющиеся ныне тенденции к либерализму и экуменизму в политике Сербского Патриарха Иринея ?
Ответ: Что вы имеете в виду под словом экуменизм? Экуменизм - это общее понятие. Если под экуменизмом мы понимаем общение с католиками и протестантами, то, простите, все подобные встречи нужны для свидетельства истины, для проповеди Христа распятого и воскресшего. Это сущность, бытие Церкви. Поэтому здесь у нас не должно быть никакого страха – подумайте сами , что было бы если бы апостолы закрылись в какой-то комнате и никуда не ходили, нигде бы не проповедовали – что тогда сегодня осталось бы от Церкви? Не забывайте 1-ый Апостольский собор! Не нужно закрываться - надо быть открытым, но при этом - православным. Церковь - широкая, она должна принимать все и в своей сущности она все восхищает, что в ней есть. Поэтому если говорить на эту тему, то наша Сербская Церковь являет не экуменизм, а икуменизм. Разница здесь большая. Икуменизм - это всегда Христос
Вопрос: В какой мере сербский язык используется сейчас в богослужении в Сербской Православной Церкви?
Ответ: Уже 40 лет в богослужении используется сербский язык, первым инициатором такой практики был преподобный Иустин Попович. Но Минея, Октоих, стихиры остались на церковнославянском. Кроме того, мы и на церковнославянском служим литургию, чтобы не забыть этот язык. Тем более, у нас много молодых священников в Церкви и они его хорошо знают.
Вопрос: Владыка, Вы вчера и сегодня участвовали в богослужении в наших храмах. Разнится ли, с Вашей точки зрения богослужение?
Ответ: Это почти одно и то же, только у нас все проходит попроще.
Вопрос: Владыка, в Русской Православной Церкви существует практика совершения Таинств - перед причастием надо обязательно исповедоваться вечером или утром. Какой порядок существует у вас в Сербской Церкви?
Ответ: У нас такая традиция - обычно исповедь проходит вечером, однако не всегда люди исповедуются перед причастием: есть такие, которые на литургии каждый раз причащаются, и им не нужно поэтому каждый раз исповедоваться, а просто нужно благословение духовника.
Вопрос: В последние годы сильно стремление Константинопольской Церкви к созыву VIII Вселенского собора. Как Сербская Церковь относится к этому?
Ответ: Это вопрос не только Вселенского Патриархата, а вообще всех Православных Церквей. Вселенский Патриарх все равно ничего не сделает без согласия других Церквей. После 2 мировой войны Церкви начали готовиться к этому Собору. У каждой Церкви есть свои внутренние проблемы, поэтому каждая готовится с учетом этого. Когда же это произойдет, известно пока только Богу.
Вопрос: В каком состоянии в Сербии находится монашество? Много ли монастырей на территории епархий? Много ли монашествующих священников?
Ответ: У нас много маленьких монастырей, каждый поселок имеет маленький монастырь. Значение монастырей всегда в Сербии было огромно. Если вспомнить историю, то XIX в. был для Сербии особенно тяжелым, но и знаменательным – произошло освобождение от турок. Примечательно, что случилось это в 1804 году именно на Сретение Господне! Именно поэтому праздник Сретение с тех пор является государственным праздником Сербии. Но в те годы, годы тяжелой борьбы сербов за свою национальную независимость во главе национального сопротивления были архиереи, монахи и священники. Конечно, турки в первую очередь убивали именно их. Если обратиться к событиям XX в. – то особенно пострадала Церковь в годы 2 мировой войны. Во всей Сербии оставалось в это время только 15 архиеерев, 1/3 иерархии была убита, а простых священников и монахов вообще никто не считал, сколько погибло от рук немцев. А потом к власти пришли коммунисты и все, что оставалось от Церкви в Сербии, они до конца опустошили. Поэтому только сейчас наша Церковь стала возрождаться. В настоящее время в Сербской Церкви 36 правящих архиереев. Если взять Враньскую епархию, то на ее территории проживает всего 120 тысяч православных, а священников - 64. Что касается монашества, то в некоторых епархиях Сербской Церкви сейчас есть даже до 40 монастырей.
Последний вопрос: Владыка, правда ли, что в 90 годы в Сербии священники принимали участие в боевых действиях ?
Ответ: Нет, в 90 гг. такого не было, а вот во 2 мировою войну в Хорватии, Далматии были случаи, что священники снимали с себя подрясники и брали в руки оружие, но, конечно, после этого они уже более не возвращались к священническому служению.
После беседы Владыка во время прощания подарил студентам и преподавателями семинарии памятные иконки и дал свое архипастырское благословение.

http://www.bel-seminaria.ru/node/185