Новости

Первое и второе паломничество в Святую землю и кончина архиепископа Саввы

После десятилетнего пребывания на Родине в качестве Архиепископа Сербского, св. Савва в 1229 году передал управление Сербской Церковью своему испытанному ученику - наместнику Жичского монастыря архимандриту Арсению, и отправился в паломничество по святым местам. Тяжело было королю расставаться с дядей, который мог быть его мудрым советником и руководителем, но он не смел, отказать ему в просьбе, и отпустил, снабдив его большой суммой золота“.[1]

После опасного пути по морю, святой паломник прибыл в Палестину.[2] В Иерусалиме он был принят Патриархом Иерусалимским Афанасием, который дал ему своих людей, чтобы они провели Савву по святым местам, начиная от Вифлеема, где родился Спаситель, и далее по всем местам, связанным с земной жизнью Господа Иисуса Христа.[3] Савва не раз совершал Божественную литургию в храме Воскресения Христова вместе с Патриархом, а иногда и один. Побывал преподобный на Сионе, в Вифлееме, Гефсимании, на Елеонской горе, в Галилее, в Вифании, в великой пустыне Четыредесятницы и везде раздавал обильную милостыню. Потом пошел он на святой Иордан, поклонился месту крещения Господня, побывал в обители святого Герасима и оттуда пошел в великую Лавру святого Саввы Освященного, в честь которого был наречен этот монастырь. В том монастыре Савву приняли самым достойным образом, уважая его как архиерея и из-за пророчества, которое все еще таилось в памяти насельников этой обители. Предание гласило: когда Савва Освященный, основатель монастыря, почувствовал, что приближается конец его земной жизни, он предсказал братии, что в отдаленном будущем их монастырь посетит Божий человек по имени Савва, из далекой страны на Западе, и завещал передать ему пастырский жезл и две иконы Пресвятой Богородицы. Теперь монахи признали в личности сербского архиепископа Саввы того человека, о котором предрекал Савва Освященный, и, выполнили его волю. Две иконы Богоматери «Троеручица» и «Млекопитательница» сейчас находятся в сербском монастыре Хиландар на Святой Горе. Щедро одарив монастырь, Савва тронулся в обратный путь. По пути он посетил Аккру и Никею, и из Никеи отплыл он на Афонскую Гору. После остановки на Афоне, где он передал богатые дары милому его сердцу Хиландарскому монастырю, через Солунь он вернулся на Родину, принеся с собой Сербии не только многие дары из Палестины, но и новые мысли, новый опыт и новые знания. На свою родину преподобный приезжает в 1230 году.[4]

На Родине святитель продолжал с прежним рвением управлять своей Церковью. И милость Божия не оставляла Сербию. Созвав Собор в Студенецкой Лавре в день памяти кончины Стефана Первовенчанного, после богослужения и молебного пения, святитель Савва открыл гроб усопшего брата, в котором были обретены его нетленные мощи, наполнившие храм благоуханием. Велика была общая радость от увиденного и испытанного. Тогда святые мощи короля Стефана, брата св. Саввы были торжественно перенесены в кафедральный Жичский монастырь.

Архиепископ Савва ревностно продолжал свое архипастырское служение, постоянно объезжал епархии, неустанно поучая всех и каждого, без различия звания и положения, как надо жить по заповедям Господним. Между тем народ стал бунтовать против короля Радослава, многие вельможи восстали против него. Радослав был низложен с Престола и отправлен в изгнание. Прибежище и защиту он нашел у своего дяди, Архиепископа Саввы, который убедил его после буйной мирской жизни искать успокоения в жизни иноческой. Так, Радослав был пострижен архиепископом Саввой в монашество с именем Иоанна, и, подвизавшись в иночестве, через недолгое время скончался. На место Радослава святитель Савва венчал на Королевство младшего сына Стефана Первовенчанного Владислава, и избрал ему в супруги дочь болгарского царя Иоанна II Асана Белославу. Новый король Владислав жил со своим дядей-Архиепископом в мире, и все совместные их труды сопровождал неизменный успех. С благословения Саввы, король Владислав построил прекрасный храм Вознесения Господня в монастыре Милешеве.

Четырнадцать лет (1219-1233) управлял архиепископ Савва Сербской Церковью. За это время он настолько укрепил в своей стране Православие, что понял - уже никакая сила не сможет его поколебать. В своем ученике, иноке Арсении, он видел человека, наделенного большими достоинствами, впитавшего знания и поучения, преподанные ему. Чтобы избавить Церковь от всяких случайностей, Савва установил определенный порядок избрания, и назначения нового Архиепископа и положил начало его осуществлению, передав свою власть Арсению. Для этого Савва созвал в Жиче Собор епископов, которому сообщил о своем решении. На этом же Соборе он увещевал всех, особенно епископов, чтобы они твердо держались преданий Апостольских, перед всеми свидетельствовали истину и служили стаду, которое вручил им Господь. Собор одобрил это решение, и иеромонах Арсений, насельник монастыря Жича в 1233 году был посвящен в Архиепископа Сербского.[5]

Найдя себе достойного преемника, архиепископ Савва, стремясь к уединенному молитвенному подвигу, вновь отправился в паломничество по святым местам. Ему было уже более шестидесяти лет, когда он снова подверг себя всем тяготам пути, неизбежным в условиях того времени. В пути он заболел, но, переборов болезнь, продолжил поездку и достиг Палестины, прибыв в приморский город Аккру. В Аккре Савва остановился в подворье монастыря святого Саввы Освященного. Отсюда он поехал через Кесарию и Яффу в святой город Иерусалим, где поклонился святой Голгофе и всем святым местам этого города. В Иерусалиме его сердечно встретил Патриарх Афанасий. В этом городе его уже знали, и много людей приходило к нему испросить молитв и благословения. На этот раз Савва жил в монастыре св. Иоанна Богослова. Из Иерусалима он направился в Александрию, где был принят тамошним Патриархом. Посетил преподобный и Египетскую пустыню и встретился с ее подвижниками. Обошел и Фиваиду, некоторые знаменитые своими подвижниками места Сирии и Персии, и потом снова возвратился в Иерусалим. Из Иерусалима он проследовал в Вавилон и на Синайскую гору. Поклонившись месту Неопалимая купина, вернулся в Иерусалим и оттуда направился в Антиохию. Здесь Савва посетил обитель Симеона Столпника и, богато одарив эту святую обитель, отправился через Армению и прибыл в Царьград. Завершив свое путешествие по странам Востока, он направился на Родину. По пути он посетил своего друга и родственника болгарского царя Иоанна Асана в его столице Тырнове, где был принят с большими почестями.[6]

Тяжелое путешествие сильно подорвало телесные силы святого подвижника. В Тырнове на праздник Крещения Господня святитель Савва служил Божественную литургию, это была его последняя литургия. Сильную стужу этого дня не выдержало его ослабленное тело. Савва слег в постель, и ему уже больше не было суждено подняться. Чувствуя приближение смерти, написал письма королю Владиславу и архиепископу Арсению, переслал на Родину дары, которые вез с собой, и стал готовиться к христианской кончине.[7] Однажды, в один субботний вечер он призвал своих учеников и велел им отдохнуть некоторое время, чтобы быть готовыми к предстоящему бодрствованию. В полночь святой Савва исполнился особенной духовной радости и с горячей молитвой ко Господу ожидал своей кончины, которая вскоре и последовала в присутствии его учеников“.[8] В ночь с 13 на 14 января 1235 года, причастившись, со словами Слава Богу за все испустил дух первый сербский Архиепископ Савва.

Смерть одного члена семьи - это потеря для всей семьи. Смерть короля или народного героя – утрата для всего народа. Однако потеря святителя – это потеря для множества народов и даже для всего мира, ибо истинный святитель подобен свежему ветру небес для нежных душ людских. Кроме того, на Востоке верят, что смерть святого человека есть наказание для его народа или знак грядущего наказания. Смерть Саввы оплакивали повсюду, где люди знали его или только слышали о нем, было ли это на Востоке или на Западе, от Синая до Венгрии, но нигде так не горевали, как в Сербии и в Болгарии.[9]

Немедленно было послано извещение Болгарскому царю, который повелел Болгарскому Патриарху Иоакиму торжественно похоронить святого Савву в храме Сорока Мучеников в Тырнове, что, и было исполнено. Гробницу украшала золотая лампада и два подсвечника по обе стороны. Царь приказал по случаю погребения святителя раздать из казны большую сумму золота нищим и убогим. Сам Савва перед смертью также завещал вещами и казной на свое погребение и поминовение в храм Сорока Мучеников.

Прошел год после кончины святителя. Тело его продолжало лежать в городе Тырново. Преемник св. Саввы Архиепископ Сербский Арсений стал говорить королю Владиславу: Стыдно нам перед Богом и людьми оставить в чужой земле святого отца нашего, равноапостольного учителя дарованного нам от Христа, который подъял многие подвиги и бесчисленные труды в Сербской земле, устроил Церковь и возвеличил ее, - нужно позаботиться о перенесении останков его в свое отечество“.[10]

Вскоре король Владислав отправил в Болгарию посольство к тестю с просьбой перенести останки почившего архипастыря в родное Отечество. Но царь Иоанн, Патриарх и народ не хотели отпустить от себя останки святителя Саввы. Болгары ответили посланникам, что если бы гроб святителя оставался в небрежении, сербы могли бы требовать перенесения его праха, между тем гробница находилась в главном храме страны, богато украшенная и окруженная достойным поклонением. Владислав отправил второе посольство, но и оно не имело успеха. Тогда он явился к тестю лично в сопровождении епископов и сановников. Но Болгарский царь не желал расставаться со столь дорогим для болгар гробом, сказав Владиславу: Если Богу было угодно, чтобы святой упокоился среди нас, верных во Христе, то кто я такой, чтобы противиться воле Божией или дерзать беспокоить могилу или святые мощи? Ибо святой действительно не завещал о своем перенесении. Итак, проси у меня чего пожелаешь... сын мой, но перестань принуждать меня отдать тебе то, что мне отдать нелегко, ибо и Патриарх, и вельможи, и весь город противятся мне в этом“.[11] Тогда Владислав у гроба святителя стал молить Господа преклонить сердце царя к исполнению его просьбы. Молитва была услышана. Ночью сам святитель явился во сне царю, повелевая ему отпустить мощи в Сербию. Испугавшись такого видения, царь призвал Болгарского Патриарха и советников, поведав им о явлении святителя. Опасаясь навлечь на Болгарское царство гнев Божий, Иоанн согласился отдать мощи святого Саввы в Сербию.

Обрадованный король Владислав приготовив царскую багряницу и все необходимое для поднятия тела святого из земли. При совершении службы святителю, Владислав с епископами открыл могилу святого и увидел, что его тела не коснулось тление, так, что даже волосы на голове и бороде были светлыми и целыми, и казалось, что святитель лежит и спит. Нетленное тело источало чудесное благоухание, прекрасный аромат которого почувствовали все, собравшиеся у могилы. Неожиданно в храме начались твориться чудеса: болящие один за другим стали исцеляться, одержимые бесами приходили в себя, лишь дотронувшись до его тела или одеяния.

Вскоре после того, как мощи святителя унесли из Тырново, один расслабленный чудесно исцелился от досок, из которых был сделан гроб святителя. Это чудо принесло радость болгарам – чудотворная сила св. Саввы сохранилась на месте его погребения, даже после переноса его мощей в Сербию. Множество чудес затем совершилось на том месте, где стоял гроб Саввы в храме Сорока Мучеников. Во всех городах и селах, через которые шествовала процессия крестного хода с мощами святого Саввы, болгары спешили отдать дань уважения святителю, прикоснуться к ковчегу и приложиться к мощам. То же самое происходило и на сербской земле.

Когда шествие со святыми мощами приблизилось к границам Сербии, Архиепископ Арсений с епископами и духовенством, с боярами и народом вышли встречать дорогого святителя и отца, воспевая песнопения и хваля Господа. Во всей истории Сербской Церкви не было такого торжественного и огромного крестного хода.[12] С чувством глубокой радости мощи святителя были торжественно перенесены в монастырь Милешево.

Поистине это был праздник всей Сербии, день благодарения Господа. Прошло более пятидесяти лет с тех пор, когда царевич Растко оставил родные края и отправился на Афон. Теперь он вернулся домой как святитель. Отец вернулся к сынам своим. Его гробница в Милешево стала источником милости, здоровья и утешения для последующих поколений сербов. Никто никогда не верил, что Савва мертв.

Спустя немного времени случилось явление святого Саввы одному из его учеников. Святитель поведал, что с того времени, как Господь взял его от мира земного, ему не надлежит пребывать во гробе, а необходимо лежать в храме открыто для всех. Тогда вновь вынули мощи из земли и положили их в деревянном ковчеге, поставив в середине храма Вознесения Господня.

Несмотря на то, что официальная канонизация святителя Саввы состоялась только в 1775 году, благочестивый народ почитал его как святого с самого дня его кончины. С тех пор и поныне православные сербы дважды в год 14 января и 6 мая (старый стиль) торжественно празднуют память своего великого Первосвятителя и основателя Автокефальной Церкви. День 14 января считается днем сербского Просвещения. Русская Православная Церковь молитвенно чтит память святителя Саввы 12 января и 30 августа (старый стиль).

Мощи святителя находились в Милешево до 1594 года, пока их оттуда не взяли нечестивые турки и 27 апреля того же года, желая истребить память о святителе, сожгли на Врачаровой горе в Белграде. Когда пламя коснулось святого тела, от костра до неба простерся столп в виде радуги, сияя разными цветами. На месте сожжения мощей сейчас воздвигнут величественный собор во имя святителя Саввы. Приказавший совершить кощунственное поругание мощей святого визирь Оттоманской империи Синан вскоре был убит в одном из сражений, а его доселе непобедимое войско постыдно бежало с поля боя.

Турки ошиблись. Память о первом Сербском Архиепископе осталась в славных делах его, в народных песнях и народных обычаях. И в наши дни каждый православный серб знает наизусть гимн святителю Савве. Нет, пожалуй, ни одного храма, где не было бы его иконы, множество географических названий связано, так или иначе, с его именем, его именем называются образовательные учреждения. Имя св. Саввы живет уже много сотен лет в народном предании.[13] Сила воздействия этого святого на свой народ настолько велика, что даже явственно чувствуется его врагами. Святость св. Саввы воистину вызывает благоговейный трепет и умиление в суровых сердцах неизбалованных балканской действительностью сербов.[14]

Заключить обозрение жизни и деятельности первого Архиепископа Сербской Церкви хочется словами древних сербских песнопений, посвященных святому архипастырю:

„Пути, вводящаго в жизнь, наставник и первопрестольник и учитель бысть. Первее бо пришед, святителю Савво, отечество си просвети, породив Духом Святым, яко древа маслична, всеосвященная ти чада. Тем яко и Апостолом и Святителем сопрестольна чтущи тя, молим, моли Христа Бога, даровати нам велию милость“ (Тропарь).[15]

Презвитер Драган Максимович



[1] Димитрий Ростовский, св. Жития Святых. М., 1904. С. 371.

[2] Происходило это как раз в то время, когда, король Германии Фридрих II возглавлял Шестой крестовый поход. Он был внуком Фридриха Барбароссы, друга Стефана Немани. Фридрих был отважным воином и искусным дипломатом; однако в то же время оказался и единственным крестоносцем, не получившим благословения папы. Несмотря на это, только он смог освободить Иерусалим и Святую Землю, не пролив ни единой капли крови. Он заключил договор с арабским султаном, и Святая Земля целых пятнадцать лет была свободна. Эта война известна в истории как Бескровный Крестовый поход. Благодаря этому, св. Савва беспрепятственно достиг Иерусалима.

[3] Во времена Саввы Святая Земля представляла собой развалины среди пустыни. По этим землям прошли полчища крестоносцев пяти Крестовых походов. Трудно сказать, кто нанес ей более тяжкие раны или кто более осквернил Святую Землю, – последователи полумесяца или приверженцы креста. Однако Савва не обращал внимания на жалкие развалины страны Спасителя. Он искал лишь следы пребывания Самого Спасителя, желая возносить Ему молитвы на земле, где ступала Его нога. Истинная любовь видит не краски, не облик, но суть. Владика Николај Велимировић, св. Цит. соч. С. 157.

[4] Рајко Веселиновић, д-р. Цит. соч. С. 8.

[5] Там же. С. 9.

[6] Сербский историк Станое Станоевич говорит, что цель его путешествия заключалась в том, чтобы получить степень Патриаршества для Болгарской Церкви. И это видно из того, что он не вернулся из Святой Земли через Солунь и не поехал на Афон, но сразу же из Царьграда поехал в Тырнов. Видно это и из того, что Асен II провозгласил Болгарскую Церковь Патриаршей только осенью 1235 года. (Братство. Живот Св. Саве. Београд, 1934. С. 31.)

[7] Содержание этих писем неизвестно. Вероятнее всего, там были его последние напутствия сербскому народу, его завещание нации.

[8] Димитрий Ростовский, св. Цит. соч. С. 378.

[9] Владика Николаj Велимировић, св. Цит. соч. С.209.

[10] Теодосиjе. Цит. соч. С. 239.

[11] Tам же. С. 240.

[12] Владика Николаj Велимировић, св. Цит. соч. С. 218.

[13] Общее значение св. Саввы для Сербской Церкви состоит в том, что он во время тогдашних очень тяжелых, изменчивых, запутанных, политических обстоятельств на Балканском полуострове смог добиться самостоятельности Сербской Церкви и устроить ее на национальной основе. С того времени Сербская Церковь стала активной и живой структурой, которая успешно боролась с иностранными политическими и духовными влияниями (романскими, венгерскими, греческими). Она смогла устроить свою собственную культурную жизнь и общее духовное настроение, используя позитивное наследие православной византийской культуры. Св. Савва значителен для укрепления сербского государства и национально-государственной идеи в сербском народе. Сербская Церковь со своей сербской, народной, высшей и низшей иерархией в своем прошлом всегда была защитницей народных и государственных интересов в самостоятельном сербском государстве и сильной опорой для укрепления династии Неманичей. Двусторонняя борьба св.Саввы за духовную свободу и за безбедное существование государства делает его особенно значительной личностью в сербской церковной, культурной и политической истории. Делом и примером св. Саввы будут вдохновляться все последующие поколения сербов, а Сербская Церковь, как ее устроил св. Савва, стала, даже после падения сербских средневековых государств, единственной народной структурой, где жилось и духовно, и культурно. Она была хранительницей идеи Неманичей о сербской государственности.

[14] Значение и величие святого Саввы не ограничиваются только распространением на Сербский народ, они также распространялись и на других славян, на многих наших соседей. Его вклад в православную Византию был огромен, а может и до сих пор еще не оценен по достоинству. Было это в то критическое время латинской оккупации византийской столицы и других центров, даже и Святой Горы. В тот решающий момент святой Савва связывает сербский народ с физически ослабленной Византией и с Царьградской Церковью, но тем самым ясно показывает и своему народу и другим славянам, где центр восточного христианства, на который необходимо духовно и культурно ориентироваться. Одновременно он этим дает сильную поддержку и Никейскому царству, которое сможет восстановить Византию, а самому Царьградскому патриарху поможет против дезинтеграционных поступков Охридской и Трапезунтской Архиепископии. Однако, таким своим определением сербский архиепископ, одновременно и великий духовник и дипломат, не проявил никакую нетерпимость или узкость. Напротив, в нем восток и запад соединились через гармонию, которая удивляет, о чем свидетельствуют и его путешествия и отношения, как с западными, так и с восточными соседями. Саввино определение было им достигнуто, и оно было для народа; за исконную иудейско-христианскую духовную традицию, но также и за греческо-римско-философское, государственно-правовое и культурное наследие, существование которого умело продлевала Византия.

[15] Из службы св. Саввы Феодосия Хилендарца: Србљак I. Београд, 1970. С. 241.