Моя Сербия

Новости

Архиепископ Белгородский в сослужении с епископом Враньским Пахомием совершил Божественную литургию

15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн в сослужении с епископом Враньским Пахомием, прибывшим из Сербии, совершили Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Белгород.

Преосвященным архиереям сослужили: протоиерей Олег Кобец, благочинный I Белгородского благочиния, настоятель Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Белгород; протоиерей Димитрий Карпенко, благочинный II Белгородского благочиния, секретарь Белгородского епархиального управления; игумен Софроний (Китаев), наместник Свято-Троицкого Холковского монастыря; протоиерей Петр Иванов,благочинный Прохоровского округа; иеромонах Иоасаф (Каракулов), наместник Свято-Троицкого Холковского монастыря; клирики епархии.

По прочтении Евангелия владыка Иоанн обратился к верующим с архипастырским словом:

"Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодняшний праздник, именуемый Сретением Господнем, по своему историческому повествованию является очень простым: на день сороковой день по закону, существовавшему в иудейском обществе, в храм приносят младенца и приносят за него жертву. Но необычность происходящего события в том, что в это время в храме находится праведный Симеон и праведная Анна.

Симеон был одним из тех, кто прожил очень долгую жизнь. В третьем веке до Рождества Христова, по повелению египетского царя Птолемея II Филадельфа были призваны 70 толковников — переводчиков, которые переводили Священное Писание с еврейского на греческий язык. Одним из переводчиков и был праведный Симеон. Святой Симеон выпало переводить книгу пророка Исайи, где он прочитал слова «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14). Подумав, что это явная описка, вместо слова «Дева» он хотел написать «Жена». Но ангел Господень остановил руку святого и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества Исайи.
Симеон долго ждал исполнения обещания Божия — он жил, по преданию, около 300 лет. И вот, в этот день, по внушению Духа Святого он пришёл в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, произнес знаменитую, полную радости, и какого-то освобождения, песнь, которая звучит сейчас за каждым вечерним богослужением: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля»(Лк.2:29—32).
Мы все с вами знаем, что Сретение это праздник, когда встречаются Ветхий и Новый Заветы. По словам блаженного Августина: «Новый Завет скрывается в Ветхом, Ветхий — открывается в Новом». Эта связь двух Заветов заключена в том, что Господь своим домостроительством нашего спасения разделяет человеческую историю на два больших духовных события: время ожидания Христа и время пришествия в мир Христа. Что стоит за всеми этими событиями? Что значит встреча двух Заветов? Христос объединяет всю спасительную историю человечества. Но в Нем, как в источнике жизни, совершается новая жизнь после Боговоплощения. Апостол Павел пишет о том, что Бог много раз через пророков открывал свою волю. Бог говорил с людьми о судьбах мира и открывал тайны мироздания. Но полнота истины пришла со Христом, ибо Христос и есть истина! Он открывает нам тайны мироздания и спасения, но самое главное – Он совершает это спасение.
Посему Сретение – это не просто праздник встречи, это коренное изменение жизни всего рода человеческого. Когда уходят очень важные по своему содержанию исторические события, связанные с ожиданием Христа, является Сам истинный Бог и истинный Человек, и наступает новая эпоха жизни во Христе. Чтобы понять и ощутить эту новую жизнь, человек должен воспринять самое трудное – с пришествием в мир Христа человек спасается не исполнением законов, а благодатью Божией. Смена Ветхого Завета, как подготовительного периода пришествию в мир Христа – это смена нашего внутреннего пути к Богу. Сам Христос приходит и показывает как жить. Более того, Он свою благодатью и силой побеждает смерть – то, чего невозможно было сделать в Ветхом Завете. Христос побеждает грех и Он освобождает человечество от смерти, греха и осуждения. Все это совершается ни в каких-то торжественных событиях, а очень тихо и сокровенно в храме, но при свидетельстве святого праведного Симеона, как символа Ветхого Завета. Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна Пророчица, восьмидесяти четырёх лет, служившая Богу постом и молитвой день и ночь все долгие годы своего вдовства. И она узнала Спасителя и, подошедши, «славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк.2:38). Всех вас, возлюбленные братья и сестры, поздравляю с этим великим праздником утверждения новой жизни во Христе! Аминь!".

По заамвонной молитве был совершен Древний церковный чин освящения свечей. Традиция эта происходит от древнего обычая устраивать в день Сретения шествие, наподобие крестного хода, по городу с зажженными светильниками. В молитвах на освящение свеч в Сретение возносится Богу просьба о том, чтобы, как зажженные свечи своим светом разгоняют ночной мрак, так и наши души, просвещенные Духом Святым, избегали греховной тьмы («слепоты»). Сретенская свеча важна как символ просвещенности сердца Духом Святым, а если этого нет и свеча воспринимается просто как обряд или традиция, то она лишается своего смысла и вырождается в языческий магизм.

По окончании Божественной литургии архиепископ Иоанн поблагодарил всех верующих за общую молитву и обратился с приветственным словом к епископу Пахомию:

"Мы очень рады от всей души приветствовать Вас, потому что Вы несете свое служение в очень трудных условиях, где не прекращается конфликт, который привел к тому, что сербский православный народ терпит унижения и гонения. Вы, как архипастырь, несете свое служение в том месте, где происходят самые жестокие столкновения с человеческими жертвами, когда своими жизнями православные сербы свидетельствуют о своей вере.
Сегодняшний праздник совершается здесь, в граде Белгороде. Чтобы услышать боль наших собратьев по вере, нашего братского славянского народа, мы с вами должны вместе молится и знать о том, что на самом деле происходит. Не из репортажей - телевидение чаще всего искажает происходящие события,- а из свидетельства тех, кто непосредственно служит на сербской земле и несет подвиг исповедничества православной вере.
Уважаемый Владыка! Благодарю Бога за то, что мы вместе сегодня совершили здесь Божественную литургию перед мощами святителя Иоасафа, епископа Белгородского чудотворца. Мне хотелось бы напомнить, что Белгородская митрополия была создана в 1667 году. Первым митрополитом стал Феодосий, который происходил из Сербии. Он вошел в историю нашей епархии как митрополит Феодосий Серб. Символично, что Вы прибыли к нам в праздник Сретения, разделяя наши молитвы и радость. Святитель Иоасаф, 100-летие со дня канонизации которого мы праздновали в прошлом году, как небесный покровитель Святого Белогорья радуется, ибо на Белгородской кафедре он был приемником митрополита Феодосия.
В этот день, Владыка, примите икону Святителя Иоасафа, епископа Белгородского чудотворца, с частичкой мощей, дабы святитель Иоасаф благословлял Вас на архипастырские труды и защищал. Он объединял православные народы, и сегодня мы также будем объединены под его покровительством единой верой.
В сегодняшний день, Владыка, примите также панагию с памятной надписью о Вашем пребывании на земле Святого Белогорья. Когда Вы будете носить эту панагию, пожалуйста, молитесь за нашу паству, которая с чистым сердцем встречает Вас, любит и благодарит за молитвы, которые Вы совершили сегодня в Спасо-Преображенском соборе".

В ответном слове Владыка Пахомий поблагодарил белгородцев, сказав: "Благодарю вас за то тепло, которое я непрестанно здесь ощущаю! Символично, что название вашего города Белгорода созвучно с название столицы Сербии Белградом. Прошу ваших молитв за многострадальный сербский народ, и хочу преподнести вам икону Иустина Враньского-нашего святителя, который любил русский народ. Очень радостно, что в праздник Сретения, за Божественной литургией встретились и соединились наши братские народы! Храни вас Господь!".

Также, Преосвященые архиереи совершили таинство крещения младенца Серафима (Прокопенко) и младенца Ангелины (Чайка).

Пресс-служба епархии