Новости

ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЯТОГО САВВЫ

Все труды святого Саввы, вся его литературная деятельность[1] посвящены монашеству, лучшим представителям сербского народа, как в государственной, так и в церковной сферах, носителям его судьбоносной истории через столетия. Свою писательскую деятельность св. Савва направил монашеству, которое хотел организовать, в основном ориентируясь на византийское православное монашество, принимая, однако во внимание потребности своего отечества, сербского народа.

Деятельность святого Саввы нашла выражение в различных областях, особенно в миссионерстве. Работа над книгой была помощником ему в осуществлении главных целей, но никогда писательство не было его основным родом деятельности. В начале он занимался христианским формированием и образованием своей личности: с того времени берут свое начало его первые молитвенные взлеты; работой над установлением жизни монастыря являются три его правила и Устав чтения Псалтири; трудами над организацией Сербской Церкви - частью той его работы является Кормчая книга, - собрание канонических правил и законов (под его же редакцией), которые регулировали правовую жизнь сербской церкви, сербского государства. Углубление правой веры в своем народе - вот основная работа, которой он был больше всего занят. И несомненный талант автора его труды выражают в силу того, что он писал по необходимости церковной, а не из-за писательских амбиций. Глубину его великой души можно заметить как в строках этих сухих текстов – правил, так и в умело подобранном и компонованном материале Кормчей книги. Чувствительность его характера ярко выражена в его Житии св. Симеона и в Письме Спиридону, в которых особенно показан милый «Савин стиль».[2] Из-за удивительно одареных высказываний в известных отрывках из Жития и Письма в целом, и частично из Хиландарского типика, - святой Савва является одним из первых писателей сербской ражско-светогорской школы, первым не только по времени, но и по значению.[3]

Характер и ценность «Саввиной» литературной работы определили, как его личность, семья, из которой он вышел, так и воспитание, которое он в ней получил, традиция, о которой он слышал в доме и обществе, книги, которые он читал и о которых ему рассказывали, жизненный опыт, через который он прошел и, в значительной мере, цели, которые имел, занимаясь писательством. При определении его личности, рассмотрении его писательского труда, первое, что нужно иметь в виду, - это то, что он был сыном правителя. С раннего детства он жил отдельно в отведенном для него доме со свитой и воспитателями, в котором его посещали родители и где он дружил с детьми своего возраста.[4] Так же как его два старших брата, Вукан и Стефан, и все остальные монаршие дети того времени в Сербии и за ее пределами, Савва познакомился с Библией, догматикой, этикой, старославянским языком, грамматикой, письмом, стилистикой, математикой и другими науками. Книги, которые он читал, будучи в начале ребенком, а потом юношей были непременно написаны на славянском языке. О каких славянских книгах знал молодой Савва? Есть мнение, что в его родном доме читалось жизнеописание св. Кирилла Славянского, сочинение которое было знакомо Сербии еще с IХ века. Возможно, жизнеописание св. Кирилла повлияло не только на писательскую деятельность Саввы, но и на его жизненное определение в целом. Непременно ему было известно жизнеописание св. Саввы Освященного, чье имя он и получил в монашестве и посвятил ему церковь рядом со своей кельей в Карее. Вероятно, ему были знакомы и жития южнославянских пустынножителей св. Иоанна Рыльского, св. Иоанна Осоговского, св. Гавриила Лесновского и св. Прохора Пчиньского. Их примеры могли повлиять на его решение принять монашество и составить жизнеописание своего отца св. Симеона. Быть таким знатоком книжного языка и так владеть литературным стилем как тот, кто описал жизнь Симеона и создал другие подобные произведения, можно только в среде традиционной и общей книжной культуры.[5]

Таким образом, на Святую Гору пришел бывший принц Растко и стал монахом Саввой. Богатые знания, которые он принес с собой из Сербии, не мешали ему повысить свою ученость и продолжить образование уже в святогорских монастырях.[6] На Афоне у него был и свой духовник - отец Макарий, чье имя вспоминают оба его биографа;[7] он был ему так же и учителем богословия. Из его проповедей, сохранившихся у биографов, видно, что св. Савва читал и познавал богословскую литературу, особенно творения церковных отцов, которые развивали православную богословскую мистику.[8]

Когда мы имеем в виду все это, то не будет безосновательным сказать, что св. Савва – первый из сербов, который имел такое богатое культурное, в особенности богословское образование, и дворцовое, и духовное; который столько путешествовал – проехал как принц от Раса до Хума и от Хума до Афона, а как монах и архиепископ прошел и видел Святую Гору, Солунь, Царьград, Никею, Иерусалим, Синайскую Гору, Александрию, Тырново… и все места, в которых в то время жил сербский народ. Ни один серб не имел таких глубоких знаний о человеке и человеческой душе, и эти знания нашли выражение в его трудах.

Карейский Типик- устав

Во вводном тексте Карейского Типика[9] сказано, что после восстановления Хилендарского монастыря, святитель Савва основал келью безмолвия в Карее – центре Святой Горы, возле церквушки, посвященной его тезоименитому святому Савве Освященному.

Карейский устав – это перевод с какого-то стандартного греческого скитского пустынножительного типика, написаный в 1199 году.[10] Этот скитский устав стал образцом сербского пустынножительного или отшельнического монашества и за пределами Св. Горы. Отличается он тем, что ограничивает стремление монаха к одиночеству и ориентирует его к жизни вдвоем или втроем. По этому уставу монах становится отшельником не по собственному желанию, но по решению всего монастырского собора, который оценивает способности этого монаха к такой строгой монастырской жизни. Его жизнь будет состоять из постоянного поста и молитвы, но не в полной изоляции. Изложив правила, по которым эти монахи будут жить, Савва добавляет, что над той кельей никто не имеет власти, ни Прот Св. Горы, ни Хилендарский игумен, т.е. никто не может беспокоить братию, которая тут подвизается.

Святитель повелевает кроме обычного ежедневного богослужения каждый день прочитывать Псалтирь с особыми поклонами, в субботу и воскресенье должно совершать св. Литургию, а на утрени прочитывать одно Евангелие. О трапезе святой Отец заповедует: в понедельник, среду и пятницу не вкушать масла и не пить вина, а по вторникам и четвергам есть с маслом, и испивать вина. Во все пять дней принимать пищу только один раз в день. В субботу и воскресенье разрешается рыба, сыр и все остальное, как в прочие дни. В великий Пост Савва разрешает только по субботам и воскресеньям вкушать масло и немного вина.[11] Он заклинает всех, кто подвизается в карейской келии, Господом Иисусом Христом и Пресвятой Его Матерью, чтобы не изменяли устава, написанного им.[12]

Карейским Уставом вносится действительный вклад в формирование святогорской монашеской традиции и, одновременно, открывается первый славянский святогорский писатель, чья письменная деятельность не связана крепко и неподвижно с прошлым, но показывает динамичное участие в современной жизни.

Хиландарский Типик- устав

Этот устав[13] св. Савва написал для хиландарской братии, сразу после смерти своего отца, преподобного Симеона, как и сам о том повествует в тексте устава. Это – перевод вводной части греческого Евергетидского устава из Царьграда.[14] С одной стороны, св. Савва вводит на св. Горе только один Константинопольский Устав, в который вносит свои поправки, а с другой стороны, – показывает духовный авторитет, который мы встречаем и у основателя святогорского киновиата – Афанасия Афонского.[15] Устав содержит изложение духовной жизни в монастыре и организацию разных служб монастырского хозяйства и общежития. Общежительные (киновийные) монастыри организованы как крепкое общество духовной жизни и материального благосостояния без личной собственности, на принципе безусловного послушания и строгого разделения труда. Монастырем управляет игумен, имеющий широкие полномочия, советуясь с собором старцев. Всякая функция в монастыре служба” и всякий труд – послушание”, при этом, власть игумена не могла быть неограниченной; помимо обязанности обо всем советоваться со старцами, игумен должен был сотрудничать с другими монастырскими служащими: экономом, экклисиархом и казначеем. Игуменов больших монастырей избирают король и архиепископ вместе, из чего видно не только высокое общественное значение этого звания, но и статус монашества и монастыря средневековой Сербии, которые св. Савва придал им и организационно закрепил в своем уставе. Все монахи строго должны были соблюдать три своих обета: девства, бедности, послушания. Отношения между монахами были под строгим духовным, воспитательным надзором игумена, т.е. духовника, причем особенно все старались сохранить между собой дух любви и взаимопомощи; забота о больных привела к тому, что и в сербских монастырях были устроены первые настоящие больницы, хотя и закрытого типа.[16]

Чтобы братия не забывала все указанные монашеские обязанности, святой Савва завещал читать устав каждую субботу за трапезой, а в день памяти преподобного Симеона прочесть весь устав в храме.

Устав чтения Псалтири

Это маленькое и неполное творение, переведенное с греческого языка,[17] в котором сам св. Савва жалуется, что ему еще „не очень понятен греческий“. Это сведение наводит нас на мысль, что это произведение относится ко времени его монашеской молодости, когда действительно он еще вовсе не знал греческого, но обстоятельства, необходимые для жизни и спасения братии, заставили его приступить к переводу. Некоторые из историков предполагают, что устав написал не св. Савва Сербский, а какой-то другой монах Савва, потому что автор называет себя в этом труде худым монахом Саввой. Другие исследователи утверждают, что устав – дело Саввы и, сравнивая его с другими его произведениями, находят, что, автор устава именно св. Савва Сербский.[18] Особенно это сочинение совпадает с текстом Хилендарского устава, именно с его началом, той частью, которая самостоятельно составлена Саввой.

В начале устава указывается, что в день монаху необходимо прочитать Псалтирь. Святой отец рекомендует читать его между повечерием и утреней.

Житие и служба преподобному Симеону

Действительная литературная природа труда св. Саввы видна, между тем, лишь только в его житийных и гимнографических произведениях, которые, каждое в своем роде, стоят в начале развития особой самостоятельной сербской литературы. Житие св. Симеона[19] написано в монастыре Студеницы в 1208 году, как житие ктитора-основателя этого монастыря, а как введение в Студеницкий устав, – по всем правилам того рода византийской литературы.

Сосредоточивая внимание читателя на монашеском образе св. Симеона, св. Савва подчинил реальные биографические сведения из жизни Немани идее отказа от престола, власти и величия ради жизни вечной и царства небесного. Рассказ о монашеских подвигах и смерти Симеона – это главная биографическая часть жития, которая не заканчивается похвалой, а Саввиной молитвой, имеющей сильный и яркий поучительный и проповеднический характер. В нем виден близкий свидетель и спутник, соучастник в жизненных событиях св. Симеона Немани, его сын, Савва. Хорошо и пространно святой Савва описывает стремление отца своего Симеона к монашеству, как был созван собор, на котором он отрекся от царского престола, а на свое место поставил сына Стефана, дав ему родительское наставление. Савва еще повествует о монашеском постриге святого Симеона и о его жизни в Студеницкой обители, о его желании удалиться на Святую Гору. Он описывает приезд и встречу преподобного с любимым сыном в монастыре Ватопед и его здесь пребывание. Говорит и о постройке Хиландара, затем о его болезни и последних наставлениях своему сыну, Савве.

Смысл Саввиного житийного творчества подтверждается и дополняется Службой святому Симеону,[20] особенно в культовом и литургическом содержании. Характерен литературный источник и образец Саввиной Службы: это – минейная Служба святому Симеону Столпнику (1 сентября). Симеон был показан как пример выполнения основной евангельской заповеди, а тем более, монашеской духовности. Он – светильник своему отечеству”, который оставил свой великокняжеский престол и «все земные радости» и поселился на Св. Горе, чтобы служить Господу, после смерти стал чудотворцем, из его раки течет миро, и происходят исцеления больных. Св. Симеон отражал и отражает вражеские нападения на его страну, которой вымолил мир, оставаясь «непоколебимым в напастях, скорбях и разных бедах, сохраняя непоколебимой свое государство». Он прогнал тьму неверия” и сохранил для Церкви православную веру”, чтобы памятью своего праздника просветить отечество свое”.[21]

Подлинно неизвестно, когда составлена Служба.[22] Если точен рассказ Доментиана, Савва составил Службу (хотя бы каноны и стихиры) в Хиландаре, в 1200 г., для первого годового поминовения святого. Служба святому Симеону – это первое сербское произведение своего рода. Эта служба – действительное начало сербской гимнографии, в которой будет использован особый гимнографический язык византийского типа, чтобы воспитать собственный тип сербской церковной литературы.

Студеницкий Типик- устав

Восьмилетний период управления монастырем Студеницей в сане архимандрита (который в данных условиях поставил св. Савву фактически во главе Сербской Церкви) посвящен непрерывным трудам на ниве религиозно-нравственного воспитания сербского народа и организационно-законодательной деятельности по урегулированию церковного быта. В Студенице созданы им два церковно-юридических памятника: Студеницкий типик[23] с Житием св. Симеона и, вероятно, дополнения св. Саввы ко ктиторской Студеницкой грамоте Симеона-Немани, которые в грамотах ХIV века цитируются как Закон св. Симеона и св. Саввы, содержат комплекс постановлений об обязанностях разных категорий монастырских подданных и которые в виду партикулярного закона перешли в Типики других монастырей, став одним из первых источников позднейшего сербского законодательства.[24]

Студеницкий устав[25] – это письменный памятник, который представляет собой первый устав церкви, с характерными сербскими особенностями, и назван домашним именем «Образник».[26]

Наряду с текстом, большей частью совпадающим с Хиландарским уставом,[27] Студеницкий имеет и свои специфические отличия. Прежде всего, Студеницкий имеет как начало, так и введение в сам текст устава – житие ктитора, а в Хиландарском – оно находится во 2 и 3 главе устава; в то время как первую составляют вводные замечания, а рассмотрение законов начинается с 4 слова. Отсюда окончательно видны сходства и различия в текстах Хиландарского и Студеницкого уставов, идущие через Хиландарский, от устава Евергетидского монастыря в Царьграде. Житие в Студеницком уставе, в отличие от жития в Хиландарском, – без обычных вводных рассмотрений и развито в один согласованный и скомпонованный книжный труд. Важно напомнить, что оба этих устава, Хиландарский и Студеницкий, сохраняют в своей основе идентичность с Евергетидским уставом в двух главных аспектах: текстуально, потому что они являются его переводом и обработкой; и содержательно, поскольку все три этих устава говорят о регулировке жизни и деятельности в Богородичных монастырях: Константинопольском и Студеницком, посвященных Богородице Евергетиде (Благодетельнице), а в Хиландарском – Богородице Одигитрии (Наставнице, Путеводительнице).

В Студеницком уставе св. Савва пишет о том, как необходимо жить, трудиться и молиться насельникам этого монастыря. Большое внимание Савва уделяет внешнему поведению монахов и предписывает им, когда и как причащаться Святых Таин Христовых, как проводить постные и праздничные дни, а также увещевает братию иметь любовь между собой, оставив ненужную суетливость и празднословие. Монашествующим св. Савва запрещает иметь слуг, и т. к. монастырь общежительный, то по келиям не разрешает иметь продуктов питания, денег и. т. д. Он считает необходимым в полной мере осветить деятельность административных лиц, поэтому пространно пишет о том, как выбирать игумена, эконома, благочинного и об их обязанностях.[28]

Презвитер Драган Максимович



[1] Хороший обзор по вопросу, связанном с жизнью и деятельностью св. Саввы, находится в юбилейных публикациях: Светосавски зборник I (1936) и II (1938) //, Свети Сава-Споменица (1977) //; Сава Немањић – Свети Сава (1979) //. В этом последнем сборнике имеется инструктирующая статья С. Чирковича, Проблеми биографије св. Саве, 7-13. Литературная деятельность св. Саввы опубликована в издании В. Чоровича, Списи св. Саве. Београд - С. Карловци, 1928; перевод на сербский Л. Мирковича, Списи св. Саве и Стевана Првовенчаног. Београд, 1939. Из множества работ, посвященных св. Савве как литературному деятелю можно выделить общий обзор П. Поповича, О књижевном делу св. Саве. Братство 28 (1934). С 36-44.

[2] Белић Александар. Учешће Св. Саве у стварању основа наше старе књижевности. СКГ, 44, 1935. С. 175.

[3] Ђоровић Владимир. Нове књиге о Светом Сави. СКГ, 44, 1935. С. 225.

[4] Доментијан. Цит. соч. С. 29.

[5] Кашанин Милан. Српска књижевност у средњем веку. Београд, 1975. С. 113.

[6] Письменная деятельность св. Саввы стала предметом изучения множества ученых, и о ней достаточно написано. Между тем, остается все еще не изученной та сторона литературного творчества св. Саввы, которая относится к святогорскому периоду жизни, при рассмотрении св. Саввы не только как писателя сербов, но и как писателя святогорских славян. Если бы существовал такой взгляд на его письменную деятельность, то, наверно, его работы поместили бы в рамки произведений одной группы, которая осталась бы вне установленных границ. В то время, как Св. Савва, который никогда не переставал быть сербским писателем, одновременно был и писателем славян, и притом святогорцем. А это причина, по которой, если не в совокупности всю его литературную деятельность, то ее некоторую часть нужно рассматривать как произведение общей славянской литературной деятельности и традиции св. Горы.

[7] Доментијан. С. 42; Теодосије. С 101.

[8] Калезић Димитрије, д-р. Свети Савва као књижевник. Свети Савва //. Београд, 1977. С. 259.