Моя Сербия

Новости

Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова сербской газете "Вечерние новости", 1 ноября 2011 года

Вопрос: Страны-члены Совета Безопасности ООН по инициативе России недавно провели консультации по ситуации на севере Косово. Можно ли в этом вопросе выработать единую позицию, когда Америка, главный союзник Приштины, бескомпромиссно защищает только интересы албанцев, а предлагаемые решения не учитывают интересов сербов? Что в такой ситуации Вы можете посоветовать сербам?

С.В.Лавров: По сути, Вы спрашиваете о возможности выработки компромиссных развязок в косовском урегулировании. Не будем забывать, что резолюция 1244 Совета Безопасности ООН явилась результатом сложного компромисса. Россия настояла на том, чтобы в ней были подтверждены нормы международного права и сложившиеся реалии, а именно – территориальная целостность Сербии и необходимость решения спорных вопросов путем диалога и договоренности сторон в полном соответствии с принципами ОБСЕ, прежде всего с Хельсинкским заключительным актом. При этом мы исходили из того, что Россия будет поддерживать все действия, которые Белград собирается предпринять в рамках политического решения проблемы на основе резолюции 1244.

По-прежнему твердо придерживаемся такой позиции, продиктованной стремлением способствовать укреплению долгосрочной стабильности в балканском регионе.

Именно руководствуясь таким подходом, мы поддержали процесс диалога между Белградом и Приштиной. Внимательно отслеживаем его продвижение. Отмечаем, что недавно диалог был прерван из-за дестабилизации обстановки на административной линии между Косово и остальной частью Сербии. Мы неоднократно и на различных уровнях заявляли об опасности односторонних действий с целью поставить под контроль Приштины административную линию с Сербией, о необходимости соблюдения международными присутствиями в крае – Силами для Косово и Миссией ЕС в области верховенства закона – статусного нейтралитета. Об этом шла речь и в ходе последних заседаний Совета Безопасности ООН по Косово. К сожалению, к нашим предостережениям не прислушались, что и создало взрывоопасную ситуацию в этом районе.

В этих условиях особенно важно не только сохранить роль ООН и ее Совета Безопасности в переговорном процессе, но и активизировать деятельность Миссии ООН в Косово, которая в соответствии с резолюцией 1244 должна в полной мере выполнять свои функции в деле косовского урегулирования.

Косовская проблематика занимает приоритетное место в повестке дня моих контактов с внешнеполитическим руководством Сербии. В частности, «на полях» 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке я встречался с Министром иностранных дел Сербии В.Еремичем. В беседах с сербскими коллегами мы всегда подчеркиваем нашу последовательную поддержку Сербии в косовском вопросе. Регулярно ставим вопрос о необходимости уважать резолюцию 1244 с другими нашими партнерами, в том числе в рамках диалога в Совете Россия – НАТО, а также с США и ЕС.

Вопрос: Сербы, проживающие в Косово и Мехотии, потеряли все доверие к западным странам, и все надежды остались только на Бога и Россию. Какую поддержку сербы могут ожидать в будущем от России?

С.В.Лавров: Что касается урегулирования в сербском крае Косово, то позиция России неизменна: оно должно осуществляться в строгом соответствии с резолюцией 1244 Совета Безопасности ООН. Попытки действовать в обход резолюции являются грубым нарушением международного права, ведут к дестабилизации обстановки на Балканах.

Самопровозглашенную независимость т.н. Республики Косово мы, как известно, не признаем.

Эти принципы и будут лежать в основе дальнейшей линии России в косовском урегулировании.

Вопрос: Как Вы оцениваете перспективу расследования, связанного с торговлей человеческими органами в Косово?

С.В.Лавров: Сложно ожидать примирения в Косово, нормализации в балканском регионе в целом без тщательного и беспристрастного расследования вопиющих преступлений, связанных с незаконной торговлей человеческими органами в Косово, наказания виновных лиц, какое бы высокое положение они ни занимали.

Россия без колебаний поддержала выдвинутое Сербией предложение о создании решением Совета Безопасности ООН подотчетного ему специального международного механизма разбирательства. Намерены и впредь содействовать продвижению соответствующих инициатив, внимательно следить за своевременной и безусловной реализацией принимаемых решений.

Вопрос: Белградские газеты писали, что текст Договора о стратегическом партнерстве между Сербией и Россией готов. Будет ли он похож на договоры, которые Россия подписала со многими другими странами, от Китая до Испании, или будет иметь какую-то особенность?

С.В.Лавров: Наше взаимодействие с каждым государством имеет свою специфику, которая, разумеется, находит отражение и в тех договорах, которые мы подписываем. Российско-сербские отношения находятся на высоком уровне. Мы стремимся к тому, чтобы наше партнерство отвечало современным реалиям, строилось на основе взаимного доверия, понимания и уважения интересов народов обеих наших стран и взаимной поддержки, чтобы оно не было подвержено сиюминутной политической конъюнктуре. Исходим из того, что руководство наших государств твердо настроено развивать сотрудничество именно на таких принципах. Правовая же форма их закрепления – вопрос вторичный.

Вопрос: Руководства России и Сербии высоко оценивают политические отношения наших двух стран. В чем, по Вашему мнению, Россия и Сербия могут улучшить отношения?

С.В.Лавров: Действительно, Россия и Сербия были, есть и, уверен, всегда будут близкими друг другу, дружественными государствами. Народы наших стран связывают многовековые исторические, культурные и духовные узы. Это – прочная основа для выстраивания и постоянного наращивания двусторонних отношений.

Что касается их нынешнего состояния, то высокие оценки можно было бы дать не только политическому диалогу, но и нашему экономическому и гуманитарному взаимодействию.

Уже реализуется целый ряд больших совместных проектов в области энергетики, активно расширяется инвестиционное сотрудничество, имеются хорошие наработки по взаимодействию в сфере транспорта и инфраструктуры, сельского хозяйства, растет товарооборот.

Однако если принять во внимание тот немалый потенциал, который существует в российско-сербских отношениях, то даже нынешний весьма высокий уровень сотрудничества не в полной мере отвечает потребностям и возможностям двух стран. Существуют резервы для совершенствования параметров сложившегося взаимодействия, поиска новых форм кооперации. Экономические аспекты наших обменов были углубленно проанализированы на состоявшемся на днях в Белграде очередном заседании Межправительственного российско-сербского комитета по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Особо хотел бы выделить проект по созданию в г. Ниш совместного регионального центра по чрезвычайному гуманитарному реагированию. Эта инициатива, кстати, открыта для присоединения других стран региона.

Вопрос: Руководство Румынии договорилось с Вашингтоном о «гостеприимстве» элементов ПРО, что в Сербии вызвало обеспокоенность. Многие аналитики говорят, что Вашингтон не даст России твердые юридические гарантии того, что потенциал ПРО не нарушит глобального и регионального баланса. Каким в этом случае будет ответ России?

С.В.Лавров: Вынужден с сожалением констатировать, что подписание соглашения между Вашингтоном и Бухарестом о размещении в Румынии базы ракет-перехватчиков глобальной системы ПРО США – лишь одно из звеньев в цепочке событий последних двух месяцев, подтверждающих настрой США на ускоренную реализацию своих противоракетных планов без какого-либо учета не раз излагавшихся законных озабоченностей России. Аналогичные договоренности о размещении компонентов и инфраструктуры ПРО также достигнуты с Турцией, Польшей, Испанией, причем, судя по всему, это не исчерпывающий список.

Все это происходит на фоне тупика в диалоге России с Вашингтоном и северо-атлантическим альянсом по принципиальным для нас вопросам – о закреплении в юридически обязывающей форме ненаправленности ПРО США и НАТО против российских сил сдерживания и о выработке четких критериев такой ненаправленности.

Мы готовы продолжать противоракетный диалог и с США, и с НАТО. Однако если наши партнеры будут и в дальнейшем игнорировать нашу позицию, нам придется обеспечивать собственные интересы в области безопасности другими методами. Возможно, потребуются конкретные и, подчеркну, вынужденные ответные меры военно-технического характера.

Скажу откровенно – такого развития событий нам бы не хотелось.

www.ambasadarusije.rs