Моя Сербия

Новости

ИНТЕРВЬЮ БЛАЖЕННЕЙШЕГО ПАТРИАРХА ПЕТРА VII КОРРЕСПОНДЕНТУ САЙТА "СЕДМИЦА"

Ваше Блаженство, как Вы оцениваете состояние отношений между Русской и Александрийской Православными Церквами? - Взаимоотношения очень хорошие, братские. Они динамично развиваются. Это радует, поскольку единство Церквей отражает духовное единство православных народов, и, как показывает история, усиливает его. Недавно мне была вручена премия «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов». Благодаря этому я получил возможность пообщаться с Его Святейшеством, нашим возлюбленным братом Патриархом Московским и всея Руси Алексием, пригласившим нас и членов Синода Александрийской Церкви в Москву на церемонию награждения. Это доказательство и продолжение традиционно тесного сотрудничества наших двух Церквей - Русской и Александрийской, которое было начато нашими приснопамятными предшественниками - Патриархами прошлых веков. Это важно также и потому, что наша встреча с Президентом России стала свидетельством теплых чувств и любви, которые Александрийская Патриархия испытывает к возлюбленному единоверному русскому народу. - Ваше Блаженство, поддерживаете ли Вы идею проведения Всемирного Православного Собора? - Я надеюсь, что такой Собор состоится. Мы, Предстоятели двух Церквей, считаем, что проведение подобного Собора необходимо. Не секрет, что накопилось огромное количество вопросов, которые необходимо решать. Это возможно только на уровне Всецерковного Собора. Процесс подготовки подобного рода встречи в какой-то момент прервался, но я надеюсь, что она все же состоится, на благо наших народов. - Означает ли это, что Церковь отныне будет стремиться к расширению присутствия Православия в мире? - Мы ни в коем случае не должны следовать тенденции прозелитизма, или зариться на то, что принадлежит исповедникам иных догм. Мы этим не занимаемся, и только благодаря этому сосуществуем с другими Церквами. В лоно своей Церкви мы принимаем только тех, кто приходит к нам добровольно. Факт заключается в том, что существует огромное количество людей, которые вообще не имеют никакого представления о Церкви, даже о том, что такое Христианство. Но вот приходит один, он ведет за собой другого, третьего, и так далее. Эти прихожане, ставшие православными, потом уже не отступают от своей веры. - Какова, на Ваш взгляд, главная миссионерская задача Церкви? - Необходимо, чтобы Церковь стала ближе к народу. Я имею в виду церковные органы, клириков и всех священнослужителей, которые должны непосредственно взаимодействовать с паствой. Ни в коем случае недопустимо, чтобы священнослужитель запирался в своем кабинете и ждал, когда к нему начнут приходить люди. Надо делать как раз наоборот - выйти из своего кабинета и идти к людям. Священнослужителям необходимо устанавливать контакт с народом, помогать в создании катехизаторских воскресных школ, принимать участие в открытии и деятельности больниц и других учреждений, то есть участвовать в жизни паствы в целом. Именно таким образом возникает та духовная связь, которая объединяет клириков с одной стороны и народ с другой, как это происходит на уровне взаимоотношений родителей и их детей. - Какова роль России в жизни современной православной Африки? - У каждой Поместной Церкви есть регионы, население которых она окормляет. Александрийский Патриархат в этом смысле имеет достаточно мозаичную картину. Среди наших прихожан - не только греки, но и славяне, болгары, сербы, румыны. Славян, которые являются членами нашей паствы, на Африканском континенте достаточно много. Я очень признателен братской Русской Церкви за ту помощь, которую она оказывает нашему Патриархату. Русская Православная Церковь посылает в Африку священнослужителей для окормления российской паствы, оказывает финансовую помощь этим священнослужителям, занимается строительством храмов. - Как Вы оцениваете перспективы межхристианского диалога, особенно после того, как некоторые Православные Церкви вышли из Всемирного совета церквей? - Некоторые протестантские церкви одобряют однополые "браки", другие согласились на то, чтобы членами клира стали женщины. Это характерные примеры, которые объясняют, почему некоторые Православные Церкви вышли из состава Всемирного совета церквей и отступили от межхристанского диалога. Я в какой-то степени понимаю эти Церкви. Я считаю, что Александрийская Церковь и Русская Церковь должны дать своей пастве понять: то, что приемлемо в других церквах, наши Православные Церкви не приемлют. Но одновременно с этим необходимо продолжать развитие межхристианского диалога, не отступать от него. Что касается отношений Православной и Римско-католической Церквей, то для успешного ведения диалога между нами необходимо, чтобы обе стороны имели на то добрую волю. Мы должны оставить позади ошибки, совершенные нами в прошлом, осудить их обоюдно, и ни в коем случае не пытаться навязывать свою догму или свою веру, как это делают, например, униаты. - Несмотря на то, что численность коптов сопоставима с общим количеством православных во всей Африке, они уже в течении 1500 лет, решением Халкидонского собора, отделены от остального православного мира. Как осуществляются взаимоотношения Александрийского Патриархата с Коптской церковью? - Взаимоотношения Александрийского Патриархата с Египетской и Эфиопской Коптскими церквами очень хорошие. Тот факт, что мы проживаем в мусульманском регионе, объединяет нас. Так получилось что я, как глава Александрийской Патриархии, нахожусь в дружеских отношениях с Патриархами обеих этих церквей. С Шенудой III - Патриархом Коптской Церкви, которая также располагается в Египте, мы знакомы уже много лет. Он оказывал мне помощь и поддержку в то время, когда мы были членами Всемирного совета церквей. Тогда-то мы и подружились, и остаемся друзьями по сей день. Мы молимся о единстве всех Церквей, ведь именно это – цель межхристианского диалога. Христос основал одну Церковь. Давайте будем молиться, чтобы настал тот день, когда Церковь наконец станет единой, каковой она была в самом начале. - Вы живете в стране, где ислам объявлен государственной религией. Сталкиваются ли христиане Египта с проблемой исламского экстремизма? - Напротив, мы не только сосуществуем, но и помогаем друг другу. У нас в Египте нет серьезных проблем с мусульманством. Мы обмениваемся мнениями для того, чтобы улучшать совместное существование наших религий. Наши дети рождаются, растут, живут рядом – православные и мусульмане. Мы учим свою паству в каждом человеке, в том числе мусульманине, видеть образ Божий. Православные и мусульмане сохраняют взаимоуважение, почтение к вере друг друга. Получается, что одна религия принимает другую религию. Это очень и очень помогает в строительстве улучшенного сообщества в той стране, в которой мы совместно проживаем. - Каковы успехи Александрийского Патриархата в миссионерской деятельности на африканском континенте? Влияют ли на жизнь африканских приходов культурные традиции коренных народов Африки? - Культурные традиции коренных народов не оказывают влияния на литургическую жизнь африканских приходов. Речь идет о традициях, которые складывались веками, и мы позволяем и даже приветствуем их существование. Но только лишь в том случае, если они не оказывают влияния на деятельность того или иного прихода. Скажем, в Африке достаточно распространена жестикуляция сама по себе. Среди местных жителей принято, например, самовыражаться в танце – африканец совершает порой неимоверное количество телодвижений. Когда африканцы поют псалмы - они двигаются, они танцуют, принимая, таким образом, участие в богослужении и телом. Церковь это принимает, потому что Церковь заинтересована в спасении души человека. Ведь человеку ни в коем случае не приносит вред, если он чтит и почитает свои нравы и обычаи. Это не оказывает негативного влияния на его духовный рост. Беседовал Сергей Путилов Седмица.Ru