Моя Сербия

Новости

Святейший Патриарх Ириней дал первое развернутое интервью после избрания Предстоятелем Сербской Церкви

25 января 2010 года Святейший Патриарх Сербский Ириней ответил на вопросы журналистов сербского новостного портала Vesti.Online. Предстоятель Сербской Церкви высказал свою точку зрения по ряду проблем современного положения сербов как в республиках бывшей Югославии, так и в диаспоре, а также прокомментировал возможность визита Папы Римского Бенедикта XVI в сербский город Ниш.

Говоря о положении сербского меньшинства в Косово и Метохии, Святейший Патриарх Ириней заявил, что живущие в крае сербы «находятся в тяжелейшем положении, самом тяжелом, которое когда-либо там существовало». «Столько мучений, столько страданий и столько гибели среди тех, кто там остался, ― этого история не забудет. Трагедия в том, что могущественные силы знают об этом, но делают вид, что не видят или что все это им неизвестно. Они встали на сторону тех, кто изгоняет нас в течение более 100 лет с Косово-Метохийских просторов. Многие, будучи не в состоянии сопротивляться, бежали, и сербское население края становится все малочисленнее. А те, кто хотел бы вернуться, не имеют возможности это сделать. Те же, кто живет там сейчас в своих домах и небольших владениях, не уверены, что вернутся живыми, если выйдут из своих домов. Трагедия этого народа ― величайшая трагедия сегодняшнего мира», ― сказал Святейший Патриарх Ириней.

Затронув тему нестабильных отношений между Республикой Сербской и Федерацией Боснии и Герцеговины ― двух субъектов на территории единого государства Босния и Герцеговина, ― Святейший Патриарх выразил надежду, что благодаря разумным действиям политических руководителей будет найден «наилучший путь, который устроит и сербский народ, и Федерацию Боснии и Герцеговины». «Веруем, что проблемы будут решены способом, приемлемым для обеих сторон, полезным для нашего народа и для всех наций, которые там проживают», ― сказал Предстоятель Сербской Церкви.

На вопрос о прозвучавших недавно в среде хорватских националистов высказываниях о необходимости создания так называемой Хорватской православной церкви (первая подобная попытка была предпринята в годы Второй мировой войны хорватскими усташами при поддержке немецких оккупационных властей), Святейший Патриарх Ириней сказал: «К сожалению, с народом Хорватии наш народ имеет многовековые проблемы, которые все более углубляются. Там наш народ более всего пострадал в недавнем прошлом. К сожалению, аппетиты соседей в последнее время приобрели новые размеры, дело доходило и до прозелитизма, и до создания невыносимых условия для проживания нашего народа в Хорватии.

Надеемся, что новая власть в Хорватии будет более демократичной и что будут найдены пути решения этой проблемы, будет восстановлена единая гуманная, демократическая и, в конце концов, единая христианская основа и найден христианский путь общения между нашим народом и братьями-хорватами. Ибо мы имеем одно Евангелие как основу нашей веры, и на основе Евангелия мы найдем наилучшее решение вопроса о сосуществовании».

Комментируя положение в Черногории, где местное население разделено между православной канонической митрополией Сербской Церкви и раскольнической «Черногорской церковью», Святейший Патриарх связал его с отделением Черногории от Сербии и высказал мнение, что «разделение, которое произошло между Черногорией и Сербией, есть безумное и неразумное дело».

«Мы единый народ, хотя не раз от этого отрекались. И в это тяжелое для всего нашего народа время вместо того, чтобы приблизиться друг к другу, дело дошло до разделения, которое нельзя ничем оправдать. Поймут ли и они (черногорцы ― Ред.) это? Не знаю. Вероятно, за этими событиями стоят некие могущественные люди, которые, может быть, этим руководят, и все это от них зависит.

Я не могу понять, как может черногорец не признавать сербство как свою матицу, как свой народ. И здесь, в Сербии мы делимся на шумадийцев, босанцев, войводжан..., но наша матица, наши корни в одном народе ― в сербском народе», ― подчеркнул Святейший Патриарх Сербский Ириней (сербск. «матица»: пчелиная матка; фарватер реки; центральное учреждение по отношению к филиалам; балка в деревянном доме, поддерживающая потолок, и др.).

С особым приветствием Святейший Патриарх обратился к сербам, проживающих вне пределов стран бывшей Югославии, и призвал их беречь родной язык и свои культурные и религиозные традиции.

«Надеюсь, наш народ не утратит свою принадлежность к Православной Сербской Церкви святого Саввы и будет достойно свидетельствовать о себе, о своем происхождении тем народам, среди которых сейчас сербы проживают. Это необходимо для того, чтобы в течение своей жизни сохранить и передать потомкам великое богатство нашей культуры, которая является частью европейской, византийской культуры средних веков, которая, как известно, является основанием современной культуры, новой науки и нового развития и прогресса как европейских наций, так и американской», ― сказал Предстоятель Сербской Церкви.

Комментируя присутствие главы не признанной православным миром Македонской Православной Церкви архиепископа Охридского и Македонского Стефана на состоявшейся 23 января интронизации Святейшего Патриарха Иринея и отвечая на вопрос о состоявшихся контактах, Его Святейшество заявил: «Двери нашей Церкви открыты для наших собратьев из Македонии. Мы бы обрадовались не меньше, чем они сами, если бы был найден способ, чтобы вновь вступить в благодатное единство единого народа в Церкви Христовой при их полной автономии и чтобы между нами действительно были контакты, прежде всего литургическое общение. Наши двери открыты для диалога, хотя сегодня проблемы сложнее, чем раньше. Но нет проблем, которые нельзя решить по обоюдной доброй воле. Уверен, что может быть найдено решение этой действительно глубокой раны на Теле нашей Церкви».

Новоизбранный Патриарх, который является также председателем комиссии Святого Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви по подготовке празднования 1700-летия принятия Миланского эдикта, рассказал о предстоящих в честь этого исторического события торжествах и возможных межхристианских контактах.

Главные мероприятия пройдут в Нише, так как в этом городе родился подписавший эдикт о веротерпимости святой равноапостольный император Константин. «Миланский эдикт касается и Церкви, и христианства, а следовательно, и христианских государств, и христианской истории, и христианской культуры. Предполагаю, что в Нише пройдут важные для нашей страны мероприятия. Не исключено, что другие страны пожелают, чтобы торжества в Нише стали центральными и для остальных государств и Церквей Европы. Мероприятия, вероятно, пройдут и в других городах, связанных с императором Константином, особенно в Милане, Йорке, Мюнхене и других, а также в Церквах православного Востока, так как гонения на христианство в большей степени происходили на Востоке, чем на Западе. Мы обратимся в связи с этим к Иерусалиму, Александрии, Стамбулу, России, Болгарии, Греции...

Весьма вероятно, что в Нише состоится и экуменическая встреча. Мне известно, что у Папы Римского есть желание принять участие в этих мероприятиях и встретиться с представителями Православных Церквей, но официальных сообщений по этому поводу пока не было <...>

Было бы хорошо, если бы подобная встреча произошла в городе, где родился император Константин, который, говоря объективно, переломил историю. До Миланского эдикта мир шел по одной колее, но затем началась новая эпоха развития не только христианства, но и всей христианской культуры, которая принесла исключительно богатые плоды для человечества и всего мира.

Что касается визита Папы, то это дело Римско-Католической Церкви. Для нас это был бы визит, который Сербская Православная Церковь только бы приветствовала».