Моя Сербия

Новости

События Сербской Православной Церкви

«Последний серб в Хорватии»

В 2019 г. в Загребе и Белграде прошли показы комедии «Последний серб в Хорватии». Согласно сюжету в мире разразилась война, вода стала стоить дороже нефти, сама Хорватия пережила банкротство, и вдобавок ко всему разразилась эпидемия. Лекарство есть только у сербов, и хорваты столкнулись с экзистенциальной проблемой, не выжить и стать зомби или обратиться за помощью к сербам. Несмотря на полную аполитичность фильма, за незамысловатым сюжетом поднимается вопрос о сербско-хорватских отношениях, крайне важных для судеб всех Балкан.

Сербы на территории современной Хорватии проживали со времен Раннего Средневековья. Первые упоминания о сербах в Среме, Славонии и Далмации датируются VII веком н. э. Однако большинство населения сербы тогда составляли только в районах Южной Далмации, где они основали несколько своих княжеств — Паганию, Травунию и Захумье. В 1219 г. сербский Первосвятитель Савва, утверждая святое Православие и упорядочивая церковные дела, основал новую Хумскую епархию. Кафедрой был избран монастырь Пресвятой Богородицы в г. Стон, оставленный в начале XIII в. католическими епископами. Настоящим оплотом Православия на территории Далмации стали сербские монастыри Крупа, Крка и Драгович, основанные в первой половине XIV в.

Хорваты в отличие от сербов достаточно быстро утратили свою независимость и в 1202 г. на правах унии вошли в состав Венгрии. Согласно статутам папского легата для Польши и Венгрии от 1279 г. православные священники не могли покупать или возводить храмы без согласия католического епископа, католикам запрещалось присутствовать на службе в православных церквях. Но ситуация несколько изменилась, когда возникла исламская угроза, заставившая христиан объединиться перед общей опасностью.

После успешного взятия Константинополя в 1453 г. османский султан Мехмед II обратился к послам: «Передайте своим правителям, что вчера я устроил пир в столице ромеев. Скоро я приду позавтракать в Белград, обедать буду в Будапеште, а ужин будет в Вене!.. Я могу указать единственный путь к спасению для ваших правителей: станьте мусульманами и платите мне дань – и только так избегнете приуготованной вам погибели!».

Однако под стенами Белграда его ждало горькое поражение. Венгерский король Матьяш Хуняди (Корвин) с целью привлечения сербов на военную службу разрешил им свободно исповедовать Православие. В 1462 г. на участке от побережья Адриатики до Яйце он организовал первую территориальную единицу будущей Военной границы – Сеньскую капитанию. Именно тогда и появилось собственно название «Краина» — оно означало пограничные участки вдоль венгерско-турецкой границы, пролегавшей по р. Уне.

Венгрия потерпела сокрушительное поражение против турок в битве при Мохаче в 1526 г., большая часть территории вошла в пределы Османской империи. Генуэзец Мернавино писал в 1573 г., что христиане не имели права участвовать в государственном управлении, носить оружие, не могли свободно веселиться и танцевать, должны были покорно сносить любое оскорбление турка, а за «проявленное неуважение к мусульманской религии насильственно обращались в ислам, или казнились». Другая часть земель Западной Венгрии и Хорватии оказались под властью Габсбургов. Именно на землях, где проживали сербы и хорваты, в 1578 г. была устроена Военная граница (или Военная Крайна) для борьбы против осман.

В 1683–1699 гг. вновь на Балканах вспыхнула ожесточенная и кровопролитная война, которую вела Священная Лига против Турции. Император Леопольд I в 1687 г. направил грамоты Константинопольскому патриарху с призывом к совместной борьбе христиан против мусульманского полумесяца. На призыв императора откликнулись многие сербы, часть из них шла добровольцами в австрийскую армию, другие участвовали в восстаниях против турок. В 1690 г. состоялось переселение сербского населения на территорию Австрийской империи. Вот как описывает это иеромонах Кирилл (Хоповец): «Вся Сербская земля побежала к Буде – патриарх сербский и все архиереи, иноки и миряне, и весь народ христианский. – Впереди такого множества людей шел патриарх Арсений Черноевич, как Моисей пред Израилем через Красное море».

В знак благодарности сербам Леопольд I предоставил им ряд существенных привилегий, в том числе гарантию свободы православного вероисповедания. Более того, Карловацкие митрополиты стали не только духовными, но и светскими представителями сербского народа в империи.

Согласно Карловицкому мирному договору, окончившему войну и подписанному 26 января 1699 г., Порта утратила свои земли в Славонии, Среме, Бачке и части Далмации. Для управления над присоединенными землями создавалась Придворная комиссия, которая впоследствии стала брать все больше власти в свои руки. Так, сразу после смерти Арсения III Черноевича в 1706 г., Вена запретила сербам избрать нового патриарха, а глава православной церкви в Австрии стал именоваться митрополитом и архиепископом. Кроме этого сербы стали испытывать и различные религиозные притеснения, активно проводилась политика унии. В 1744 г. в австрийской тюрьме был замучен православный миссионер преподобный Виссарион Сарай, боровшийся против распространения унии на территории Баната и Трансильвании и не отрекшийся от истинной веры даже под пытками.

Особенно преследования были сильны на территории современной Хорватии, где закрывались православные монастыри и церкви, в сербские приходы назначались униатские священники. В результате здесь вспыхнул целый ряд восстаний для защиты Православия. В 1750 г. русский дипломат М.П. Бестужев-Рюмин, описывая гонения на православных в австрийских землях, писал, что отказавшимся от унии угрожают не только отнять все имущество, но и всех с женами и детьми истребить. Самым вопиющим примером стала судьба монастыря Марча, из которого силой оружия изгоняли братию, угрожали православным священникам, но местные сербы боролись за православную обитель. В результате власти монастырь все же закрыли, а здания разобрали на строительный материал.

В середине XVIII в. значительное число сербов переселилось в Россию, в так называемую Новую Сербию (Екатеринославскую губернию), из-за религиозных гонений и других притеснений. В этих обстоятельствах Вена была вынуждена пойти на некоторые уступки. Так в 1781 г. Иосиф II издал Патент о веротерпимости, уравнявший все религии на территории империи, но не снявший ряда ограничений времен Марии Терезии, касавшихся духовной деятельности. В конце XVIII в. в хорватских землях появилась первая сербская школа. В это время было построено и большинство православных церквей и семинарий на территории Хорватии. Стал издаваться сербский журнал «Добрый пастырь».

В 1848 г. в Сремских Карловцах состоялась Майская скупщина, провозгласившая создание «Воеводства Сербского» (Срем, Баранья, Бачка и Банат), но долго оно не просуществовало. В 1867 г. империя была преобразована в Австро-Венгрию. Вслед за этим в 1868 г. Хорватия получала автономию в составе королевства Венгрия, получив в свой состав часть Военной границы. При этом хорваты подтвердили право сербов на использование кириллицы и сохранили церковную автономию. В то же время венгры чинили всяческие препятствия православным, так в городке Нова Градишка управитель местной школы запрещал православному законоучителю подписывать свидетельства на кириллице, а в Госпиче требовали, чтобы Закон Божий преподавался ученикам на венгерском языке.

После Восточного кризиса и освобождения православных народов Балкан благодаря силе русского оружия от Османского ига потребность в содержании Военной границы отпала, и 15 июля 1881 г. она была окончательно упразднена.

Согласно данным переписи населения 1910 г., православных сербов на территории Хорватии насчитывалось около 650 тысяч человек, а на территории Далмации проживало около 105 тысяч. После покушения серба Гаврилы Принципа на престолонаследника Франца Фердинанда в 1914 г. в Сараево, по всей империи прокатилась волна демонстраций и антисербских погромов, сопровождавшихся осквернением церквей и кладбищ. Во время Первой мировой войны Австро-Венгрия продолжила репрессивную политику против сербов, создавались концентрационные лагеря. После поражения Вены и победы сербского оружия, 1 декабря 1918 г. было провозглашено создание Королевства сербов, хорватов и словенцев. 2 сентября 1920 г. в Сремских Карловцах, духовном центре православных сербов во времена Австро-Венгрии, было торжественно провозглашено воссоединение Сербской Православной Церкви и восстановление Патриархата.

Отношения между сербами и хорватами оставались крайне напряженными в период существования Королевства сербов, хорватов и словенцев, а затем Югославии (с 1929 г.), поскольку новое государство носило унитарный характер, что не устраивало хорватское население. Также активную роль в межнациональной вражде играл Ватикан, проводивший т.н. «Католическую акцию», целью которой стало привлечение молодежи в различные религиозные организации («Орлы», «Крестоносцы»), а также продолжение политики окатоличивания сербов и боснийцев.

Во время Второй мировой войны Югославия оказалась в числе государств, на которые была совершена военная агрессия со стороны стран Оси. Причиной послужили массовые протесты сербского населения, вспыхнувшие 27 марта 1941 г. из-за заключенного правительством союза с Гитлером. Вот как охарактеризовал епископ Афанасий (Евтич) эти события: «Косовское определение отразилось и в переселениях при турецком владычестве, в отстаивании Православия под турками, в отстаивании Православия под турецкой и австрийской властью, в Карагеоргиевом – на первый взгляд, безнадежном – подвиге воскрешения Сербии, в Албанской Голгофе сербов и даже, в известном смысле, 27 марта, когда сербы выбрали: лучше могила, чем рабство».

В Загребе в 1941 г. было провозглашено создание Независимого государства Хорватия (НДХ), de facto власть сосредоточилась в руках усташей и их главы А. Павелича. Уже 10 апреля 1941 г. усташи арестовали Загребского епископа Досифея (Васича), претерпевшего затем тяжкие мучения. В ночь на 6 мая был зверски убит Баня-Лукский епископ Платон (Йованович). Эти расправы стали предвестниками полномасштабного террора по отношению к православным сербам на территории Хорватии. Евреи, цыгане и сербы были понижены в правах. На одежде им надлежало иметь соответствующие нашивки (для сербов «P», т.е. православный). 3 июня были закрыты все православные школы и детские сады. Проводилась активная политика окатоличивания. Для неугодных новому режиму были открыты депортационные и концентрационные лагеря, служившие машиной массовых убийств. Самую печальную известность приобрел Ясеновац. Уничтожались и осквернялись церкви, разорялись монастыри. В 1942 г. усташские власти создали неканоническую Хорватскую православную церковь с целью внести раскол среди православных. Но террор лишь подстегивал население к борьбе против усташей и оккупантов, которая велась с разной степенью интенсивности с 1941 по 1945 г., когда 15 мая была освобождена вся территория страны. Согласно республиканской конституции 1947 г., Хорватия провозглашалась государством «хорватского и сербского народов». Новые власти пытались проводить политику «умолчания». Согласно данным переписи 1948 г., сербское население в республике составляло 543.795 человек. В Хорватии постепенно происходило возрождение церковной жизни, но новые коммунистические власти всячески препятствовали этому, Сербской Православной Церкви был нанесен существенный урон и после войны.

После смерти И.Б. Тито в 1980 г. националистические настроения захлестнули всю Югославию. Страна неуклонно шла к развалу. После первых многопартийных парламентских выборов, состоявшихся в Хорватии в апреле 1990 г., новые власти стали проводить политику на выход из состава СФРЮ. 25 июня 1991 г. была провозглашена независимость Хорватии. В ответ на решение Загреба местные сербы 19 декабря 1991 г. провозгласили создание Республики Сербская Краина и заявили о своем намерении остаться в составе Югославии. Сербское население насчитывало 580 тысяч человек (12,2% от общего количества населения) и компактно проживало на 32% территории Хорватии. Вскоре в стране вспыхнул кровавый межэтнический конфликт, который принял, как и в годы Второй мировой войны, религиозный характер. Несколько сотен православных храмов было уничтожено или сильно повреждено. Так, уже в декабре 1991 г. хорваты сильно повредили кафедральный собор Святителя Николая в г. Карловаце, а в 1993 г. практически полностью его уничтожили (восстановлен в 2007 г.). 11 апреля 1992 г. в Загребе было взорвано здание Загребско-Люблянской митрополии, в котором находились библиотека и музей. Повсеместно преследовалось сербское духовенство.

В ходе хорватских военных операций «Молния» (май 1995 г.) и «Буря» (август 1995 г.) Республика Сербская Краина прекратила свое существование: сотни сербов были убиты, десятки тысяч бежали за пределы Хорватии. Согласно международным данным, из Хорватии уехало 380 тысяч сербов (с 1991 по 2011 г.). Изгнание сербов сопровождалось разрушением церквей, осквернением кладбищ и изгнанием духовенства. Так, на территории Далматинской епархии после операции «Буря» не осталось ни одного священника.

Лишь в начале XXI в. положение сербского населения в Хорватии стала постепенно улучшаться. Большую роль в этом процессе играет Сербская Православная Церковь. В 2002 г. было заключено соглашение между правительством Хорватии и СПЦ. По нему православные священники получили право на преподавание религиозных дисциплин в школе. Постепенно возвращается духовенство, восстанавливаются разрушенные церкви. Согласно последним данным переписи, на территории Хорватии осталось 186 633 серба. 1 июля 2013 г. Хорватия вступила в ЕС, что наложило ряд европейских обязательств по защите прав национальных меньшинств. Несмотря на это, и в настоящее время продолжаются отдельные нападения на священнослужителей и объекты Сербской Православной церкви.

В 2014 г. Архиерейский Собор СПЦ избрал викария Бачской епархии Порфирия митрополитом Загребско-Люблянским. Настолование, которое совершил Патриарх Сербский Ириней в присутствии многих архиереев СПЦ, состоялось 13 июня 2014 г. в кафедральном соборе Преображения Господня в Загребе. На этом посту митрополит Порфирий снискал широкую известность благодаря своей общественной и миротворческой деятельности, направленной на укрепление Православия в регионе. При нем также было завершено обновление монастыря Лепавина, старейшего духовного центра православных сербов в Хорватии.

18 февраля 2021 г. Архиерейский Собор Сербской православной Церкви избрал митрополита Порфирия Патриархом Сербским.

Владимир Путятин, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой южных славян исторического факультета МГУ

Источник: Служба коммуникации ОВЦС