Новости

Настоятель Сербское подворье Проповедь

СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ ОСТРОЖСКИЙ - Книга проповедей епископа Антония (Пантелича) "Святые земли сербской"

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

«Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13.7). Какова же кончинажизни, которая достойна подражания?

Блажен, кто скончает дни свои, окруженный детьми —полными сил, разума и благочестия на совершение добрыхдел. Блажен, кто пожертвовал жизнью своей ради спасенияближнего. Но еще более блаженны те, кто всю свою жизньпосвятил утверждению Святой Церкви Божией, ибо Онаесть присутствие Христа — Бога и Царя на земле.

Велико достоинство человека, который, умирая, оставляет после себя на земле Церковь — благоустроенную, утверждённую и полную духовных сил. Она станет для душиего лестницей, ведущей на небо. Блажен, кто откроет для народа своего источники вод жизни — благочестия и ведения Божия. Таким стал для сербского народа великий святой —митрополит Захумский Василий.

Святитель мирно отошел ко Господу 29 апреля 1671 года,и этот день отмечается в Сербской Православной Церкви какдень его преставления.

Почил святитель, окруженный множеством поставленных и наученных им священников и монахов. Преставилсяв обители, которую из простой пещеры своими трудами превратил в один из прекраснейших монастырей своего времени. Обитель эта называется Острожской, потому и святитель Божий Василий вошел в календарь под именем Василия Острожского, хотя при жизни он носил титул митрополита Захумского.

Что же привело митрополита в пещеру? Почемуне во дворце или в роскошном особняке скончал он дни, какподобает богатому властному человеку? — Потому что всюжизнь стремился он стяжать Царствие Небесное, а это уделгонимых, по слову Спасителя: «Блаженны изгнанные прав-ды ради, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5.10).

Василий Острожский был ненавистен оккупантам-туркам, которые притесняли православных христиан и не могли стерпеть, когда во главе словесного стада Христова вставал ревностный благочестивый пастырь. Гоним он был каксамими турками, так и теми малодушными людьми, которыеиз страха и гнусной корысти приняли сторону притеснителейи на погибель свою ругались со Святой Церковью Божией.

Но тем более любим был святитель Василий верующими, монахами и духовенством, что служил он Христу, а не людям.

Множество храмов и монастырей обновил святитель Василий — нашел и собрал для этого благочестивых и способных людей. В тот период в руинах долгое время стояли церкви, пустовали обители, потому что сербы из-за насилия туроки католиков страшились в их стенах жить и молиться. Святой же Василий всю жизнь, с молодых лет, своим примеромучил соплеменников мужественно стоять за отеческую православную веру.

И угрожали святителю, и покушались расправитьсяс ним. Но он, воин Христов, ничего не боялся и отдавал всесилы проповеди Слова Божия и насаждению благочестия, строительству храмов и монашеских обителей.

Таким он был с юных лет. Воспитанный родителямив благочестии и страхе Божием, он отдан был ими на обучение грамоте и наукам к своему родному дяде, который былигуменом монастыря неподалёку от их дома. Обучившисьвсему, что могли передать ему ученые монахи, юноша не сталвозвращаться в отчий дом, ибо не желал отдавать себя миру.

Так он сделал первый в своей взрослой жизни выбор — отправился в монастырь Тврдош, где находилась резиденция епископа Требиньского, каковым впоследствии было суждено сделаться и ему самому. Там принёс он монашеские обеты и был рукоположен в сан иеродиакона, а вскоре и в саниеромонаха.

Некоторое время святому Василию довелось провес-ти в Цетиньском монастыре в Черногории, в услужениив митрополита Мардария по прозвищу «Корнетский владыка». Несмотря на высокий сан, это был весьма трусливыйи распутный человек. Видя, как велик соблазн католической пропаганды, развернувшейся в те годы в Черногории, Мардарий из страха ничего не предпринимал для утверждения своей паствы в отеческой вере. Святой Василий бесстраш-Святитель Василий Острожский но пытался в одиночку противостоять униатам, но постоянно наталкивался на угрозы католиков и предательство людей из окружения Мардария. А когда он осмелился призвать самого митрополита употребить свои власть и авторитет на борьбу с унией, то стал личным врагом Мардария, и тот начал думать, как избавиться от святого.

Так случилось, что вскоре забеременела служанка из архиерейского дома, что послужило поводом для справедливых подозрений на Мардария. Однако митрополит свалил своювину на иеромонаха Василия, добившись для него смертного приговора. Чудом удалось святому упросить палачей не предавать его повешению, пока на свет не родится дитя. Когда же младенца принесли к Василию, он принял его на руки, три раза дунул ему на лице и спросил ребёнка, чей он сын? Страхом были поражены присутствующие, когда новорожденный внятно и отчетливо произнёс: «Корнетского владыки». Мардария побили камнями, а Василия отпустили на родину, где он стал архимандритом монастыря Тврдош.

В те годы он совершил поездку в братскую Православную Россию, откуда привёз и облачения, и церковные книги, и немалые по тем временам денежные средства, которые употребил на созидание и украшение обители. По поручению своего архиерея, он также отремонтировал немало храмов Требиньской епархии, пребывавших в запустении.

До конца своих дней преподобный Василий Острожский помнил о поддержке, которую ему оказали русские братья, и возносил за них к Богу свои святые молитвы. Как и другие сербские святые, он учил свою паству любить Святую Русьи хранить с нею духовное братство.

В личной жизни преподобный следовал правилу никогдане оставаться праздным, и всякий день он проводил в общении с паствой, в проповеди, в частых поездках по отдалённым местам, где редко бывали священники. Не страшась ни разбойников, ни турок, ни католических фанатиков, ездил онпо сёлам Герцеговины, совершая крещения и отпевания, исповедуя народ и совершая Божественную литургию.

Пребывая в заботах о достатке братии, святой Василий Острожский неуклонно умножал подвиг молитвы и поста.

Его проповедь заключалась по преимуществу «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлениидуха и силы», чтобы вера слушающих «утверждаласьне на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор.2.4). По молитвам молодого архимандрита уже тогда сталисовершаться явные чудеса, но он по свойственному ему глубокому смирению продолжал искать для себя руководства в духовной жизни. С этими мыслями и отправился он на Святую Гору Афон — поучиться монашеской жизни у подвизавшихся там подвижников благочестия.

По пути на Афон архимандрит Василий побывал у Патриарха Печского Паисия, который беседовал со святыми отметил для себя его выдающиеся пастырские качества.

Патриарх благословил Василия погостить на Святой Горе, но внутри твёрдо решил поставить его митрополитом Требиньским. Когда Василий вернулся в Печ, Патриарх созвалк себе всех сербских архипастырей и на праздник Преображения Господня совершил архиерейскую хиротонию над Василием. Когда же турки убили епископа Восточной Герцеговины, Василий встал во главе объединённой Захумско-Герцеговинской епархии, которая существует и доныне.

Земной путь святителя Василия был посвящен борьбеза сохранение и утверждение Святого Православия в Сербии, особенно в Герцеговине и Черногории. Здесь, на Западных Балканах, расположены западные рубежи Православного мира, и потому земля эта всегда была и поныне остаётся Святитель Василий Острожский местом напряженной борьбы за святую отеческую веру, за еёглубинное, сокровенное торжество в сердцах людских.

«Мы знаем, что мы от Бога, и что весь мир лежитво зле» (1 Ин. 5.19). И как страшно сознавать, что этот мир, погруженный в океан зла — совсем рядом и что ныне каждый христианин ежедневно и ежечасно вынужден с ним соприкасаться. Мир непрестанно покушается заразить человека грехом, угрожает разрушить его внутреннюю духовную жизнь. Граница Церкви проходит сейчас в каждом из нас —любой теперь в ответе за себя, призван защищать свою душуот заразы греха и бороться за торжество любви Христовой.

Поэтому так важен для нас пример жизни, отданной спасению и укреплению Церкви Божией — дивного райского сада пребывания Бога на земле со спасаемыми Им человеками. Урок жития святого — это бесстрашие и непоколебимая твёрдость в отеческой вере. К нам сегодня так же, как и тысячи лет назад, обращено слово пророка: «Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя» (Авв. 2.4). Будем же искать заступничества святого Василия Острожского, чтобы он научил наствёрдости, духовному мужеству и бесстрашию, чтобы онпомог нам укрепиться в вере и вместе со всеми святыми обрести блаженную вечность.

Святителю отче Василие, моли Бога о нас!

Аминь.