Моя Сербия

Новости

Настоятель

Епископ Моравичский Антоний: «Мы все свидетельствуем и служим»

В отличие от любого церковного послушания, епископское служение – это апостольская служба. Помимо заботы о Церкви Божией, каноническом порядке, богослужении и пастве, которую получает каждый епископ, мне наша Церковь поручила обновление, а затем и управление Подворьем Сербской Церкви в Москве.

- Ваше Преосвященство, недавно Вы сослужили Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу в Успенском Соборе древнего Московского Кремля. Поводом послужило начало празднования 100-летия открытия Поместного Собора РПЦ и 100-летия восстановления Патриаршества в России. Что этот, поистине, великий юбилей значит для нашей сестринской Церкви, и как пройдет празднование этих значительных дат?

- По приглашению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, я имел великую честь сослужить Его Святейшеству на праздник Успения Пресвятой Богородицы в Успенском Соборе Московского Кремля, в качестве Представителя Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском, вместе с другими представителями Поместных Православных Церквей. Как вы упомянули, этот праздник также был и духовным началом празднования 100-летия открытия Поместного Собора РПЦ (1917-1918), на котором было восстановлено Патриаршество Русской Православной Церкви. Специально сформированная комиссия, под председательством Высокопреосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, выдвинула план проведения празднований юбилея, которые в течение этого и следующего года будут сопровождаться рядом мероприятий, таких как: проведение конференций, лекции и выставки по всей России, печать и презентации научных трудов и изданий, а так же популяризация тем работы Поместного Собора РПЦ (1917-1918) в СМИ. Центральное место, конечно же, займет Богослужение, которых, кроме службы в Успенском Соборе, будут еще две: 18 ноября – 100-летие избрания святителя Тихона на Патриарший Престол и 4 декабря – день Патриаршей интронизации святителя Тихона. Важно напомнить, что установлено особое празднование Отцам Поместного Собора РПЦ (18 ноября), в списке которого, помимо Патриарха Тихона, еще 45 мучеников – участников упомянутого собора: архиереев, священномонахов и священников. Особо похвально и начало издания соборных актов в 36 томах (на сегодняшний день их вышло только 7), что означает эпохальное предприятие. Хотя собор был проведен ровно 100 лет назад, плоды его работы ощущаются и сейчас в жизни Русской Православной Церкви, которая, можно свободно сказать, в лице Патриарха нашла духовного защитника всего православного народа России, после кровавого свержения монархии со стороны власти большевиков.

- Известно, что в разговоре с Патриархом Кириллом шла речь о межцерковных отношениях. Какие дальнейшие планы в развитии отношений между РПЦ и СПЦ?

- Межцерковные отношения наших сестринских Православных Церквей длятся многие века, со времен Святого Саввы до дня сегодняшнего. За все это время наши народы всегда были дружелюбны по отношению друг ко другу. В самые тяжелые периоды для Сербского народа Русская Православная Церковь и Россия всегда шли нам на встречу и принимала людей во время изгнания, войн и других катастроф. То же самое делали Сербская Православная Церковь и Сербия, особенно 100 лет назад, когда после революции приняли более 10 000 русских мигрантов, которые бежали от безбожного коммунистического режима. Отношения Церквей и взаимное сотрудничество заметно и в виде административно-канонического единства, и взаимопомощи в актуальных вопросах и вызовах современности, таких как вопросы биоэтики, этики, социальной и благотворительной деятельности, продвижение церковного обучения и просвещения. Конкретный пример – помощь в создании интерьера Храма Святого Саввы на Врачаре.

- Динамика работ над внутренним убранством и украшением Храма Святого Саввы на Врачаре также было темой недавнего общения в Москве. Чего могут ожидать прихожане Храма святого Саввы в будущем?

- Что уже известно, это скорое завершение первой части работ над мозаикой, то есть снятие строительных лесов из под купола, после чего будут видны первые результаты совместной работы наших двух Церквей. Также, ожидается начало работ в алтарной апсиде, где сейчас готовят основу для мозаики.

- Вы долгое время провели в России. Получили диплом и защитили докторскую диссертацию по теологии в этой стране. Как бы Вы описали дух православия среди наших братьев и как по Вашему, в чем сила православного обычая в России?

- Православная духовность в России отражена в духовном перерождении русского народа после долгих лет тяжелых гонений на Церковь со стороны безбожной власти, во время которых русский народ, глубоко в себе, все таки сохранил веру в Единого Бога. Под влиянием коммунизма, многие религиозные традиции в русском народе к сожалению, навсегда утрачены. Между тем, вера, которая осталась в сердце русского человека и далее просыпается, о чем свидетельствует обновление многих разрушенных храмов и монастырей, так же строительство новых церквей, где верующий народ каждый день посещает богослужения, причащается Святых Христовых Таин. О духовности русского народа свидетельствует и честное монашество, как мужское, так и женское, чье число превышает десятки тысяч. Все они своей жизнью свидетельствуют о искупительной Жертве Спасителя и подвиге первых монахов, угодивших Богу и причисленных к лику святых, которым благочестивое русское монашество всем сердцем и душой подражает.

- Можете для наших читателей указать на основные различия, которые присутствую в православной жизни в России, по отношению к православными обычаями в Сербии?

- Различия, в основном, примечательны в духовной жизни русского человека. Невозможно для православного христианина, чтобы он не молился Богу: утром и вечером, читая молитвенное правило, Псалтирь, Святое Евангелие; чтобы он не исповедовался перед Святым Причастием, чтобы он не посещал богослужений воскресным днем и на великие праздники. Всякий верующий минимум шесть – семь раз в месяц исповедуется и причащается, участвует в различных молебнах и панихидах, чтениях акафиста, в Таинстве Елеосвящения (около двух раз в год). Православные в России пытаются совершить паломничество ко многим святым местам, как в России, так и на Святой Земле. Для всякого русского сокровенное желание посетить святой град Иерусалим и Гроб Господень, поклониться великим святыням русской земли, как великим Лаврам: Троице-Сергиевой, Александра Невского, Киево-Печерской и Почаевской, так и монастырям: Дивеево, Валаам, Соловки и Оптина пустынь, и многим другим святыням и обителям, в которых находится великое множество нетленных мощей подвижников русского благочестия.

- Как выглядит литургическая жизнь верующих в Москве, а как в других регионах России?

- Во всех храмах и монастырях Русской Православной Церкви ежедневно совершается Божественная Литургия, которая представляет венец суточного богослужебного круга. Каждый верующий человек, который духовно и телесно приготовился к Причастию, через Святую Тайну Евхаристии соединяется с Богом. Богослужение в русских храмах проходит торжественно, единообразно и динамично, по словам заамвонной молитвы на Литургии: «Освяти любящих благолепие дома Твоего». Русские священники очень трудятся, чтобы как можно более благолепно украсить дом Божий. Пение хоров и красота церковных одежд, церковных предметов и реликвий, оставляет огромное впечатление от молитвы и от благолепия храма. Это привлекает людей к храму Божию, так как там приятно себя чувствуешь и ощущаешь близость к Богу, а каждый прихожанин становится истинным миссионером для своих друзей и знакомых, зовя всех тех, которые удалились от веры, чтобы они пришли, услышали, увидели и почувствовали благодать и красоту православного богослужения. Богослужения во всех храмах одинаково: как служат в Москве, так служат и на юге России, и на севере, в западных пределах, и на далеком востоке, в Японии.

- Что Вас особенно вдохновило в течение жизни в России и что бы Вы особенно выделили, как драгоценность Православия в России? Многочисленные святыни, благодатные и прекрасные храмы и монастыри или святители и монахи, которые всей Вселенней веками были и остаются духовным примером?

- Я рад тому, что был студентом Московской Духовной академии, одной из старейших богословских школ в России, которая находится в стенах Троице-Сергиевой Лавры – первом по значению монастыре Русской Православной Церкви, средоточию русской духовности, монашества, благолепия богослужения, духовной и хоровой музыки, церковной иконописи. Проведенное время в Лавре обогащает каждого студента, и не только богословскими науками, но и молитвенной, духовной жизнью, гуманитарным служением, миссией Церкви в современном мире, вкусу к украшению и строительству новых храмов, и другими знаниями и прочими особенностями. Многочисленные святыни считаются духовными центрами русского народа, где люди получают духовную и молитвенную радость, что оставляет огромный след в душе молодого человека, который посещает эти святыни и видит благочестие и духовность народа. Естественно, что великие подвижники русского благочестия служили и служат примером для подражания многим монахам и священникам, как в России, так и в нашей святой Церкви. Вспомню нескольких святителей, к которым многие обращаются в своих молитвах: преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, праведный Иоанн Кронштадтский, Святой князь Александр Невский, преподобный Даниил Московский, святители Московские: Петр, Алексий, Иона, Филипп, Иов, Гермоген, Филарет и Тихон, и многие другие.

- Титул викарного епископа – почетное назначение, но несет за собой огромную ответственность. Что для Вас это значит и с какими проблемами Вы столкнулись в этом служении?

- В отличие от любого церковного послушания, епископское служение – это апостольская служба. Помимо заботы о Церкви Божией, каноническом порядке, богослужении и пастве, которую получает каждый епископ, мне наша Церковь поручила обновление, а затем и управление Подворьем Сербской Церкви в Москве. Все прошедшие 15 лет моего руководства Подворьем и 11 лет епископского служения в качестве викария Патриарха Сербского, были связаны с церковной дипломатией. Как Представитель нашей Святой Церкви при Московском Патриархате, я посетил большинство Поместных автокефальных Церквей, а в Москве много раз сослужил всем Предстоятелям Поместных Православных Церквей. самой большой трудность – соорудить духовные мосты между двумя нашими сестринскими Церквами (кстати, и государствами), как и забота о сохранении и улучшении дружбы между нашими славянскими братскими народами. Сегодня мы становимся свидетелями тяжелых политических конфликтов и страданий Православной Церкви во многих регионах, особенно в Сербии, то есть в Косово и Метохии, и в Украине. Будучи Представителем Сербской Православной Церкви на всей канонической территории Русской Церкви, я работал над тем, чтобы оказать помощь и поддержку страдающему братскому народу в Украине, где ежедневно уничтожается жизнь православных людей, где разрушаются храмы и оскверняются святыни. На эти страдания указывал Святейший Патриарх Ириней в своих посланиях, выражая свою духовную и молитвенную поддержку братскому народу в Украине.

- Благодатно и богоугодно служить Богу и народу в непосредственной близости к Святейшему Патриарху Иринею. Как нам сегодня, в такой период, лучше всего защитить свою веру, Церковь и отечество? Какие ориентиры всегда должны быть на сердце и в уме?

- Жизнь, труд и дело нашего Патриарха не только мне, но и каждому епископу нашей Церкви, является примером служения и образцом духовности. Ежедневным свидетельством своей веры, исполнением Божиих заповедей, все мы доказываем и обосновываем свою роль на земле, тем самым защищая православную веру и наше любимое отечество – Сербию. Единственным ориентиром в жизни каждого человека должен быть Христос, потому что Он «путь, истина и жизнь».

- Вы родились в Вальево, семинарию закончили в монастыре Крка. Как вы думаете, насколько влияет на человека место его рождения, народ, к которому он принадлежит, и насколько возможно себя обогатить красотой других городов, стран и народов?

- Место рождения дает человеку свою национальность, которую он должен выстраивать в течение всей жизни, потому что ни одно место не спасает и человек везде должен совершенствоваться. Где бы он ни находился, где бы он ни родился, по словам блаженнопочившего Патриарх Павла: «Человек не выбирает ни место, ни время, когда ему родится, но от нас зависит будем ли мы людьми или нет». Насколько мы хотим обогатить себя культурой других народов, зависит только от нас и от того, насколько мы способны и имеем ли искреннее желание это понять. Каждая культура это составная часть одного города, одной области или одной страны, и насколько мы обогащаемся знанием культуры, обычая, традиций и языка других народов, настолько обогащаем себя лично, расширяем свой культурный и духовный кругозор.

(Интервью епископа Антония журналу Сербской патриархии «Православие». № 1213 от 1-ого октября 2017 года)