Моя Сербия

Календарь сербских святых

Ангелина преподобная

июл 01
июл 14
июл 30
авг 12
дек 10
дек 23

Святая Ангелина была дочерью православного албанского князя Ариянита из Эльбасанского края, и своячницей славного Георгия Скендербега. Жители тех краев были по большей части православными христианами, и отечество их славилось победой веры и оружия. Ангелина росла и воспитывалась при дворе своего отца в страхе Божием. Имя ее матери до нас не дошло, но известно, что она была женщиной богобоязненной и благородной и воспитала свою дочь в евангельском благочестии. С детских лет на святой Ангелине был видим перст Промысла Божьего, готовивший ее к предстоящим подвигам и испытаниям.

В те времена в Албанские края пришел сербский изгнанник деспот Стефан Слепой, второй сын деспота Георгия Бранковича (1427-1456 гг.). В 1441 году турки заточили Стефана вместе с его старшим братом Гргуром в темницу, где обоих ослепили. По смерти их отца деспота Георгия Сербией какое-то время правил самый младший брат Лазарь (1456-1458 гг.), а потом деспотом стал блаженный страдалец Стефан.

За два месяца до падения под ударами турок сербской столицы Смередево «некие дьволом управляемые люди» оклеветали деспота Стефан и изгнали его из своего отечества, так что он понес на чужбине многие беды и нужды. Праведный Стефан отправился через Будим к своей сестре графине Катарине, а затем прибыл в город Дубровник в Далмации и оттуда уже отправился в Албанию, чтобы обрести там безопасное пристанище.

Князь Ариянит по-братски принял Стефана. Пребывание сербского изгнанника в гостях затянулось на столько, что он стал для семьи князя как родственник. Благородная княжеская дочь Ангелина всем сердцем полюбила слепого Стефана и просила у родителей благословения на брак с ним. Родители дали свое согласие и благословили молодых. Желая всей душой разделить судьбу с благородным изгнанником, в 1461 году Ангелина обвенчалась со Стефаном в Скадаре. От благословленного Богом брака у них появились на свет сыновья Георгий и Иоанн и дочь Мара. Когда дети были еще маленькими на эту христианскую страну напали магометане, и Стефану с Ангелиной пришлось были бежать с детьми в Италию. Здесь Ангелину постигло еще одно испытание: 9 октября 1476 года праведный Стефан отошел ко Господу. Вскоре Бог прославил своего угодника: над могилой Стефана стал появляться таинственный свет, а тело его оказалось нетленным.

Оставшись вдовой с тремя детьми, блаженная Ангелина нуждалась в самом необходимом для жизни. Вдове пришлось вкусить горечь сиротской доли на чужбине. Движимая заботой о детях, она обратилась с просьбой о помощи к венгерскому королю Матии Корвину, который милостиво дал в удел ей и ее сыновьям город Купиново на реке Саве. Взяв с собой нетленные останки своего супруга, Ангелина добралась через Вену и Буду до Купиново и там в церкви святого апостола и евангелиста Луки положила 15 февраля 1486 года мощи своего супруга Стефана. Венгерский король даровал старшему сыну Ангелины Георгию титул деспота и некоторые земли, но Георгий вскоре отказался от них в пользу своего младшего брата Иоанна, а сам в 1495 году принял монашество с именем Максим. В 1502 году скончался молодой деспот Иоанн. Святая Ангелина с Максимом, взяв с собой мощи Стефана и Иоанна, переселились к влашскому воеводе Иоанну Радулу. Здесь Максим был хиротонисан в митрополита Влахозапланинского, примирил воеводу Радула с молдавским воеводой Богданом и вместе со своей матерью сотворил в тех краях много добрых дел.

Несколько лет спустя Ангелина вернулась вместе с сыном в Сремскую область, где блаженный Максим стал митрополитом Белградским и Сремским. Вместе с матерью они воздвигли монастырь Крушедол во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы. Сюда святитель Максим перенес из Белграда свою епископскую кафедру, обновив, таким образом, Сремскую архиепископию. Вскоре - 18 января 1516 года - он отошел ко Господу и был погребен в Крушедоле. Так праведной Ангелине суждено было пережить мужа и обоих сыновей, которых Господь прославил в лике своих святых.

Сохранив свое мирское имя, преподобная Ангелина приняла монашеский постриг в построенном ей неподалеку от Крушедола монастыре Сретенья Господня и полностью предалась молитве, делам милосердия и попечению о храмах и монастырях. Эта достойная подражания христианка, супруга, мать и монахиня за свои труды и добрые дела была любовно прозвана в народе матерью Ангелиной. Так, пожив богоугодно и свято, она почила от трудов своих и мирно отошла ко Господу 30 июля 1520 года. Преподобную Ангелину похоронили в той же женской обители, а спустя несколько лет ее святое тело было обретено нетленным, перенесено в монастырь Крушедол и положено в одну раку с мощами ее сына святого деспота Иоанна.

В 1716 году турки сожгли святые и чудотворные мощи святых Бранковичей вместе с монастырем Крушедол. Сохранилась только левая рука святой Ангелины. Службу святой вскоре после явления ее чудотворных мощей написал один из насельников Крушедола. 30 июля, когда Сербская Церковь празднует день ее памяти, в этой святой обители бывает большой праздник и стечение верующего православного народа.

* * *

- проповедь -

ПРЕПОДОБНАЯ АНГЕЛИНА СЕРБСКАЯ

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Однажды у великого русского святого преподобного Авмросия Оптинского спросили: «Чем может женщина послужить Богу?» На этот непростой вопрос преподобный ответил так: «Быть женой и матерью — вот великое служение женщины Святой Троице».

В календаре Сербской Православной Церкви есть женщина, послужившая Святой Троице и стяжавшая в жизни своей святость и высокие добродетели, прославленная чудесами и являющаяся небесной покровительницей Сербии. Мать Ангелина — преподобная Ангелина Сербская — преставилась ко Господу в Ангельском образе, но и до принятия монашества жизнь её являла собой дивный образ святости, весьма поучительный в наши дни.

Преподобная Ангелина родилась в XV веке и была дочерью православного албанского князя. Девочка воспитывалась в благочестии и страхе Божием, как было принято тогда у благородных православных людей.

Её отец по-братски дал в своём доме приют изгнанному из Сербии деспоту Стефану Бранковичу, которого турки лишили глаз и подвергали всевозможным притеснениям на родине. Юная Ангелина всем сердцем полюбила слепого Стефана и просила родителей благословения на брак с сербским князем.

Сама эта ситуация даёт современному христианину повод задуматься. Конечно, в те времена было повсеместно принято просить благословения родителей на брак. Сейчас часто бывает так, что дочь вступает в сожительство с будущим мужем задолго до замужества или вовсе ставит родителей перед фактом, что она решила стать женой того или иного мужчины. Мнением родителей стало модно пренебрегать, а напрасно, ведь Слово Божие учит нас: «Благословение отца утверждает домы детей» (Сир. 3.9). А во времена святителя Василия Великого брак, заключенный против воли отца невесты, приравнивался к блуду и считался делом весьма позорным. Эта логика проистекает из самого понимания христианского брака как продолжения рода. Как мо- жет продолжатель рода не спросить разрешения у того, кто ему в этом роде предшествует? Как смеет он своевольно избрать, с кем ему этот род продолжать?

Ангелина просила родителей — и они преподали ей благословение на брак с деспотом Стефаном. Опять же, могли сослаться они на телесную ущербность жениха, могли воспротивиться этому решению дочери, но — были людьми духовными и согласились удовлетворить её просьбу, потому что видели, что Ангелина полюбила Стефана, а любовью пренебрегать нельзя.

Отец Ангелины — православный албанский князь — вызывает изумление и тем, что он в совершенстве исполнил заповедь Спасителя: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22.39). Он не только приютил у себя гонимого и изуродованного князя, но и выдал за него свою собственную дочь. «Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля» (Пс. 23.6). Многие ли из сильных мира сего сегодня способны на такое? Найдётся ли в наши дни среди них хотя бы один, кто поступил бы подобным образом?

«Сей род ищущих Господа» (Пс. 23.6) — эти слова Псалмопевца Давида как нельзя лучше подходят для жизни преподобной Ангелины и её мужа Стефана. Троих детей послал Бог этой супружеской чете, и они были счаст- ливы вместе, но вскоре снова вынуждены были бежать от напавших на страну турок. Так, вновь гонимый, уже в Италии праведный Стефан скончался. Казалось бы, он был обычным семейным человеком, но после смерти над могилой его стал появляться чудесный свет, а останки его были обретены нетленными.

Нелегко было Ангелине выжить на чужбине — вдове, с тремя детьми, не имея никакой помощи со стороны чужих людей. Много горя перенесла она, нуждаясь в самом необходимом. При этом она не изменила отеческой Православной вере, не пошла на компромисс с совестью и не бросила детей на произвол судьбы, как это нередко случается с современными женщинами. Без ропота и отчаяния приняла она на свои хрупкие плечи этот тяжелый крест.
И — снова в судьбе преподобной явилось чудо Божие. На её просьбу о помощи откликнулся венгерский король.

Благородный христианин, он дал вдове деспота Стефана во владение целый город — и она перебралась туда с детьми, положив нетленные останки мужа в местном храме во имя святого апостола и евангелиста Луки. Уважая Ангелину за её мужество и благочестие, король даровал старшему её сыну Георгию титул деспота и некоторые земли, но тот вскоре отказался от них в пользу своего младшего брата Иоанна, а сам принял монашество с именем Максим.
Примечательно, что деспот Иоанн Бранкович был женат на Елене Якшич, сестре княгини Анны Глинской, бабки и воспитательницы первого Русского царя Иоанна Василье- вича Грозного. Деспот Иоанн — последний сербский деспот династии Бранковичей — правил очень недолго и отошел

в вечность еще совсем молодым человеком, а праведная Ангелина, не желая вступать во второй брак, вновь взяла с собой нетленные мощи супруга и переселилась с монашествующим сыном своим во Влахию, где ей оказал гостеприимство местный воевода.

Таким образом, вся история жизни преподобной Ангелины была историей бескорыстной помощи, которую оказывали её семье различные христианские правители. В минуты беды они помогали друг другу, являя собой живой пример исполнения заповеди Господа Иисуса Христа о любви к ближним. Нашим современникам есть чему у них поучиться. Море клеветы было вылито еретиками и безбожниками на госу- дарей дореформационной Европы. Только Святая Церковь — не раз гонимая и притесняемая — сохранила для потомков их честное имя, которое сияет добродетелями в житиях святых. Много претерпела Церковь за то, чтобы зло и предательство сохранили в истории справедливое наименование зла и предательства, а благородство и честь были прославлены с доб- родетелями на все времена до скончания века.

В Откровении Иоанна Богослова о Небесном Граде Иерусалиме сказано, что «цари земные принесут в него славу и честь свою» (Отк. 21.24). Подлинно, иные из них перенесли свою славу в Царствие Божие уже при жизни, посвятив себя служению Святой Церкви. Так, старший сын праведной Ангелины оставил земную власть в Венгрии и стал монахом, а во Влахии, куда на время переселилась Ангелина, стал митрополитом и совершил много добрых дел, содействуя водворению мира с соседними воеводствами.

Прошли годы — и митрополит Максим переселился с матерью в сербский город Срем, став митрополитом Сремским и Белградским. В новом кафедральном граде своем он воздвиг при содействии Ангелины Благовещенский монастырь Крушедол. Устроив дела Сремской архиепископии, он там вскоре и преставился.

Праведная Ангелина пережила не только супруга своего, но и обоих своих сыновей. Казалось бы, горе должно было прос- то раздавить несчастную женщину. Но не такова была преподобная Ангелина — она была исполнена смирения и во всём полагалась на Промысел Божий. Её муж и дети были праведными, глубоко укоренёнными в вере и благочестии людьми. Как праведный Стефан, так и его чада, деспот Иоанн и митрополит Максим — прославлены Сербской Православной Церковью в лике святых. По праву и само это семейство можно назвать святым. Ничто другое не свидетельствует с такой силой о святости брака, как житие преподобной Ангелины.

От подобного рождается подобное — благочестивые и праведные супруги родили детей, которых весь сербский народ и вся Сербская Церковь с удовольствием почитают в числе честнейших своих сыновей. Так было и на Святой Руси — святой благоверный князь Александр Невский родил великого сына, также святого благоверного князя Даниила Московского, в честь которого в Москве воздвигнут монастырь. Так должно быть и впредь.

Остаток дней своих преподобная Ангелина провела в мо- нашестве. Невдалеке от Крушедола она построила женский монастырь, где полностью отдала себя молитве и делам милосердия, готовясь воссоединиться со своим супругом и сыновьями. В народе её почитали за святость, простоту и отзывчивость. Всю жизнь отдав служению своей семье, она и в монашестве служила людям, совершив для них много добра. День её преставления ко Господу — 30 июля — торжественно отмечается Сербской Православной Церковью.

Из ненависти к христианству в начале XVIII века турки сожгли и воздвигнутые Ангелиной монастыри, и почивавшие в них честные останки сербских святых. Враги Церкви думали было, что это ослабит память о святом семействе, но их расчеты оказались напрасными — преподобная Ангелина и её семейство даже в наши дни, не только после османского ига, но и после полувековой власти безбожников, остаются одними из самых известных и любимых православным сербским народом угодников Божиих.

Будем молиться ей и мы с вами, возлюбленные!

Преподобная мати Ангелино, моли Бога о нас! Аминь.

Из книги проповедей епископа Антония (Пантелича) "СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ СЕРБСКОЙ"